Не хочу учиться! Учебная мотивация с другой стороны.

12.06.2017

Не секрет, что сейчас очень многие школьники не хотят учиться. И маленькие, и большие.

«Как заставить ребенка учиться?»- часто спрашивают родители и ищут различные ухищрения, чтобы именно заставить учиться. Но, к сожалению, заставить учиться практически невозможно. Вы же знаете поговорку о лошади и водопое? Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее напиться.

Точно так же и с учебой.

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться", - говорил великий педагог  В.А.Сухомлинский.

Именно поэтому многие педагоги постоянно говорят об огромном значении учебной мотивации у школьника и ищут решения этого вопроса.  Давайте посмотрим, какие рекомендации дают обычно педагоги, говоря о формировании мотивации к учебе.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной задачи.

Мотивация бывает внешней – требование родителей, наказание или награда, ожидание будущих благ, влияние общества, и внутренней – интерес к предмету, любознательность, потребность в новой информации. Как думаете, какая мотивация сильнее и лучше?

Безусловно, внутренняя мотивация. И практически все психологи, педагоги придают огромное значение внутренней мотивации.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению многих психологов, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности.

К сожалению, это не работает. Если бы эти действия в самом деле формировали учебную мотивацию у школьников, то все дети уже были бы замотивированны на отличную учебу. Но в жизни все наоборот. Почему?

Потому что в этом списке факторов нет одного, наверное, самого главного фактора – наши чувства и ощущения.

Мы не роботы, а человеки. И потому в нашей жизни имеет огромное значение не содержание и стили работы, а наши личные ощущения и чувства от этого процесса. Хотим мы этого или нет, но это так!

«Чувство превосходства в момент победы и чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы закладывают в мозге человека фундамент мотивации» - пишет японский нейробиолог Кикунори Синохари в книге «Оригами для мозгов. Японская система развития интеллекта ребенка».

Оказывается, не все так просто. И чтобы у нас появилось желание что-то делать, необходимо, чтобы вырабатывались определенные гормоны. Именно они, гормон дофамин, например, влияют на мозг и рождают желание делать.

Доказано, что дофамин вырабатывается активнее, когда человека хвалят. Поэтому нейробиологи — исследователи мозга — подтверждают, что хвалить детей очень полезно и необходимо.

Вспомните, когда последний раз вы хвалили ребенка не за что-то, а именно за учебную деятельность? Чаще мы ребенка ругаем: написал грязно, сделал плохо, отметку принес не ту, что мама хотела, стих рассказал невнятно, таблицу умножения не выучил… Причин для замечания у нас всегда очень много. А причин для похвалы? Часто приходится искать какую-то мелочь, чтобы хоть за что-то похвалить ребенка.

В книге «Оригами для мозгов» Кикунори Синохара показывает процесс формирования учебной мотивации с другой стороны – с позиции чувств и ощущений.

Прочитайте внимательно и вдумайтесь в эти слова

«Мотивация возникает, когда мы интуитивно чувствуем, что переживем положительную эмоцию, если совершим какой-то поступок. Когда такое предчувствие не появляется, нет и желания браться за дело».Кикунори Синохара

А какие чувства возникают у ребенка, когда ему надо сделать уроки или прочитать книгу? Посмотрите на его лицо, и вы сразу это поймете.

Хотите, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация? Начните его хвалить.

«Основа основ — хвалить и ждать. Повторюсь, что неважно, чем заниматься — учебой, спортом или музыкой, важно, чтобы эти занятия были помечены ярлыком «удовольствия». Кикунори Синохара

Самый простой и эффективный метод — это похвала. Ребенка нужно хвалить за усердие в учебе, спорте, игре на фортепиано и вообще за любое действие, которое вы считаете желательным. Повторяя похвалу каждый раз, вы сформируете у ребенка устойчивое предвкушение удовольствия от учебы, спорта или игры на фортепиано, что затем приведет к появлению внутреннего стимула.

И опять возвращаемся к нам, родителям. Если хотите сформировать у ребенка учебную мотивацию и развивать ее, то начинать надо не с ребенка, а с себя! Пересмотрите отношение к учебе и найдите повод для похвалы. Создайте ситуации, где ребенок будет гордиться своими достижениями, где ребенок будет выделять среди других детей своими умения или знаниями. Дайте ребенку почувствовать вкус победы, и потом он сам будет стремиться к этому. Но обратите внимание, что на первых этапах мы хвалим ребенка не за результат, а за стремление его получить, за действия. Даем ребенку понять, что любые его познавательные действия – чтение книг или энциклопедий, решение примеров, рисование, освоение новых знаний или умений – это хорошо и приятно для него, потому что он получает похвалу.

Как это сделать? Просто! Научите ребенка полезным умениям, научите его учиться. Осваивая приемы эффективного обучения, ребенок получит явное преимущество перед другими учениками, значительно облегчит процесс обучения для себя и, что самое важное, начнут развиваться познавательные интересы и учебная мотивация.

"У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». Ян Амос Коменский

Покажите мне, насколько вам эта тема интересна, напишите в комментариях, как вы мотивируете ребенка учиться.


Комментарии к записи "Не хочу учиться! Учебная мотивация с другой стороны."
Перейти к форме комментирования
  1. Татьяна, спасибо за вашу работу. Мотивация школьнику ой как нужна. Я уже сама дошла почти до нервного срыва за 3 года школы. И только сейчас, посещая ваши тренинги, поняла, что мотивация плохая у моего ребенка и от этого многие проблемы. Проанализировала работу нашей замечательной учительницы. Я понять не могла, почему она всех детей агитирует на всякие конкурсы, кто-то рисует, кто-то шьет и мастерит поделки, читают стихи. А теперь понимаю, выиграв в кажущемся незначительном конкурсе, ребенок получает гормональный заряд на победу! Уникальный подход. И все дипломы и грамоты мы собираем в папочку, что бы ребенок помнил, чего он добился и стремился к большему.

    • Елена, прекрасно! И ваша учительница таким образом стимулирует детей, повышает их самооценку, развивает стремление что-то делать. А это для ребенка очень важно!

  2. Тема очень интересная и важная. Сын идёт осенью в первый класс. И мотивация сделать упражнения подготовительных курсов была следующая: все равно надо сделать, не позориться же. Поэтому давай быстренько, сразу красивенько, чтоб не зря это время потратилось (у него условно "фобия" и постоянное нытьё, что весь этот дет сад и все подготовишки страшная трата времени...).
    Мотивацией для прохождения рабочей тетради на состав числа 10 было обещание, что хорошо сможет играть в игру Фрукто10.
    Татьяна, вопрос по поводу Стартум. Курс рассчитан на 2-7 классы. И надо выполнять задания. Дошкольнику значит рано? Наверное лучше минимум через год, когда он поймёт, что конкретные методики дают конкретные результаты. Сейчас у него нет потребности (мотивации) в повышении скорости чтения, запоминании словарных слов.

  3. А моя 4летняя дочь, когда она что-то хорошо сделает, и я ее искренне хвалю (не потому что надо похвалить, а на самом деле хорошо сделано и заслужила!) , начинает отвергать мою хвалу! прямо до истерики! я, конечно, при первых признаках такого рода проявления реакции, прекращаю хвалить... что делать в таких случаях...?

    • Ирина, а вы хвалите дочь или ее действия? Попробуйте изменить формулировку. Не "ты молодец", а одобрять ее поступок "мне так приятно, что ты убрала игрушки" или "я рада, что ты..."

  4. Татьяна, полностью с Вами согласна. Мои дети пока дошкольники. Когда их хвалишь, и говоришь, что у них все обязательно получится, у них "вырастают крылья". Они стараются. Но если не получилось, говорю, что это была хорошая попытка, нужно попробовать еще. В следующий раз будет лучше. А еще хорошо мотивирует пример родителей. Когда родители много читают, постоянно изучают что-то новое, то и у ребенка возникает желание получать новые знания.

    • Оксана, вот это "Но если не получилось, говорю, что это была хорошая попытка, нужно попробовать еще." отличный прием! Он учит ребенка преодолевать трудности, а не пассовать перед ними.

  5. спасибо,Татьяна! очень полезно. Да,хвалить забываем,а вот критика уже в привычке.
    По поводу дофамина слышала на тренинге у Я.Катаевой,что этот гормон выделяется если человек завершил дело и видит его результат.
    По поводу похвалы хотелось бы еще информацию. Хвалить просто так глупо. К тому же наблюдая как хвалит бабушка "ты молодец,хвалю",а через минуту "не люблю тебя такого,уходи,что за ребенок хулиган", я понимаю что необходимо чтоб ребенок был устойчив к такой похвале. Иначе можно всю жизнь заслуживать похвалу в надежде что тебя полюбят и похвалят. Где-то читала,что нужно ребенка возвращать к его собственным ощущениям в этот момент, в момент успеха,эти ощущения -это как раз то,что внутри его и всегда с ним.

  6. Возможно, похвала и является мотивацикй для кого то, но это не наш случай. 4 ! года в школе прошли как страшный сон!."Каждый мнит себя стратегом, смотря на бой со стороны"

    • Татьяна, похвала мотивирует всех. Вопрос в том, как эта похвала делается.
      4 года в школе для вас были страшным сном почему? А вы не пробовали что-то изменить?

  7. Метод зелёной ручки в расширенном варианте:) Хороший метод, но в обычной жизни я постоянно о нём забываю. Мне привычнее использовать всякие увещевания и метод кнута и пряника, к сожалению:( Приходится прилагать немалые сознательные усилия, чтобы действовать правильно. И учителя тут тоже соли добавляют. У многих из них есть привычка сравнивать детей, вроде бы одного хвалят, но используют похвалу, чтобы пристыдить другого, не такого успешного. Грустно:(
    Спасибо за статью. Я бы посоветовала вам добавить пару слов про описательную похвалу. Хвалить тоже надо уметь, чтобы хуже не сделать;)

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.