Какие они разные эти звуки согласные.

02.11.2012

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают!  А звуков этих ой-ой-ой  сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие  согласные?

Всё, оказывается,  очень просто, если правильно настроить ребенка.   

О  согласных звуках твердых и мягких  я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям!  Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?

Просто  заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет,  как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука.  Как это определить?  Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой.  Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П,  М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук.  Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного.  На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени.  Ребенок  не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу.  Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить  и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами. 

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку,  надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой.  Так  в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.  

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком.  Пусть он самостоятельно  расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек  хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в  расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы  русского языка  без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ. 

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик.  Будем учиться у этой  неунывающей  обезьянки  находить  хорошее во всем. 

 

 

 


Комментарии к записи "Какие они разные эти звуки согласные."
Перейти к форме комментирования
  1. Все намного проще. Есть специальные фразы и стишки для запоминания многих правил. В данном случае это будут несколько предложений:
    Степка, хочешь щец? - Фи! - глухие
    Мы, звери, убежали. Догоняй! - звонкие
    Все! Учите деток этим двум фразам, и они уже никогда не перепутают )))

  2. А у нас дети с пяти лет в школу идут, только не знаю. когда они звонкие и глухие согласные будут изучать. Моя четырех летняя внучка пытается читать на грузинском, даже не знаю как ей помочь. Там как то трудно в слоги складывать, порой по четыре согласных встречаются. И вообще, это обязательно по слогам учить читать?

    • Это совсем не обязательно - учить читать по слогам. Мы учим в силу веками сложившихся традиций. Можно учить читать сразу словами. А делить слово на слоги тогда, когда ребенок уже будет читать. И некоторым детям так намного легче и быстрее дается чтение.

  3. Интересно, а дети четырех лет поймут звонкие и глухие согласные? Или с ними еще рано заниматься?

    • 4 летнего ребенка надо учить просто слышать отдельные звуки и развивать фонематический слух. А различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие надо уже ближе к школе, т.е. после 6 лет. Раньше не стоит. Не нужно забивать голову ребенку тем, что ему пока не нужно. Умение выделать звонкие и глухие согласные необходимо для звукового анализа слова и изучения орфограмм, а это уже школьная программа.

  4. а я предлагала оценить: если звук сказать сильно, за закрытыми дверями слышно или нет? Если слышно - звонкий, если нет - глухой. Помогало.

    • Зоя, дверь не всегда есть под рукой, а ладошки всегда. И таким способом не все звуки можно легко услышать. Такой прием можно использовать на этапе знакомства со звуком в домашних условиях, а на уроке, когда дети делают звуковой анализ слов на помощь придет ладошка.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.