Как СДВГ создает проблемы обучения в школе?

01.03.2013

Проблемы обучения в школеЧасто я получаю на почту письма с различными вопросами и просьбами родителей и всегда стараюсь ответить и помочь, чем могу. Но иногда  бывает, что почта не принимает ответ. Видимо, автор письма неправильно написал адрес, и письмо не может быть отправлено. Так получилось и в этот раз.  После нескольких неудачных попыток отправить ответ, я решила написать ответ для всех. Тем более, что таких писем приходит все больше.  

«Мой  7- летний сын пошел в первый класс в этом году.  И  у нас начались проблемы:  он не хочет работать на уроках, не делает того, что делают другие дети в классе.   Дома он делает все, что делали в классе плюс домашнюю работу.   У  ребенка диагноз ММД и СДВГ.  Как помочь мне сыну я не знаю.  Дома со мной он делает все, а в школе не хочет.  Просилась  поприсутствовать  на уроке, учительница мне отказала.  Как мне понять, почему он отказывается работать на уроках, если я не вижу его поведения на них?  Как мне помочь своему мальчику?  Посоветуйте, что делать.»

Давайте же разберемся, в чем причина такой проблемы обучения ребенка в школе.

Наверняка, Вы обратили внимание на первые 4 буквы в названии статьи. Вот эта загадочная аббревиатура  СДВГ и является  очень часто причиной  проблемы обучения. В народе это зашифрованное слово звучит просто – дефицит внимания.  Но, несмотря на кажущуюся простоту и незначительность, именно этот дефицит внимания создает множество проблем и ученику, и родителям, и учителям.

Ребенок не может выполнить все задания в школе на уроке, так как не может долго удерживать внимание на каком-то объекте. Любой шум, стук, разговор отвлекают ребенка от дела, его мысли разбегаются в разные стороны и ищут более интересный объект, чем выполнение упражнения или решение примеров.  А даже, если он вспомнит о невыполненном задании, то пока будет искать что же сделать и где это написать, его взгляд встретит что-то другое и застрянет там: порисует на обложке, переложит или покрутит закладку учебника, вспомнит, что в учебнике еще не все картинки рассмотрел и займется перелистыванием учебников… Оказывается, на уроке можно найти столько интересных дел, которые, к сожалению, никак не касаются учебы.

СДВГКроме того, что ребенок не может удержать внимание на ходе урока, такой ребенок еще и очень быстро устает.  И если ребенок должен работать на уроке 35-40 минут, то  ребенок  с диагнозом СДВГ может работать всего 10-15 минут, а потом ему надо очень много времени для  отдыха и восстановления работоспособности   мозга. Причем, такая усталость никак не отражается на двигательной активности ребенка, скорее наоборот, усиливает ее. И ребенок начинает баловаться, играть, ходить по классу, прыгать на месте, стучать ногами или щелкать ручкой – выполнять все то, что так мешает учителю и всему классу на уроке.  Соответственно, получает замечания и обстановка усугубляется.  

Не буду описывать все «удовольствия», которые получают родители такого ребенка, лучше остановимся на том, как же помочь ребенку с диагнозом СДВГ и ММД. Всего 5 пунктов, которые надо выполнять:

1. Строго  выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Если Вы еще не наблюдаетесь у него, то немедленно записаться на консультацию, взять с собой школьные тетради ребенка и попросить школьного психолога или учителя, чтобы он написал  характеристику для врача. Зачем? Чтобы врач знал, что вызывает проблемы и на что надо обратить внимание.  Ведь с видимым здоровьем у ребенка все в порядке и проблемы проявляются только в учебной деятельности. А учебную деятельность врач за 5 минут приема отследить не сможет.  Это первый  и самый  важный  этап  помощи ребенку с диагнозом ММД  и СДВГ.

 Причем, в этом заинтересованы, прежде всего, родители. Пока ребенок маленький и учится в начальной школе, такие проблемы достаточно легко решаются и дальше ребенок сможет учиться  нормально. Если оставить все, как есть, то внимание само по себе не сформируется и,  эти проблемы потянут за собой  другие: неуспеваемость,  заниженную самооценку и т.д.  Проблемы будут нарастать, как  снежный ком и усугублять положение ребенка и обстановку  в семье.

2. Установить четкий режим дня ребенка, где у него будет достаточно времени для спокойного отдыха, спокойных игр или занятий.  Обязательно занятие плаванием, спортом, танцами, но не борьбой  ( исключаем резкие движения и травмы головы).

3. Выполняем дома домашние задания и повторяем все, что делали в классе. Причем, часть работы родителям желательно взять на себя, т.е. что-то прочитать, объяснить,  повторить. Помните, что ребенок с диагнозом ММД  может работать без перерыва не более 15 минут?  Значит, рассчитываем время так, чтобы  через определенные промежутки времени ребенок отдыхал: порисовал, послушал книгу, которую читает взрослый, сделал разминку, поиграл в  простые игры.

4. Будет очень хорошо, если Вы заглянете вперед и просмотрите с ребенком следующий урок по учебнику. Тогда на уроке ребенок будет частично знаком с материалом, ему будет легче вспомнить и понять материал, он лучше ответит  и, возможно, заслужит похвалу или хорошую оценку. А это очень мощный стимул стараться и дальше.

5. Соблюдать режим сна и питания. Ребенок должен спать не менее 10 часов и, по возможности, поспать или хотя бы отдохнуть, полежать днем.

 

Еще раз подчеркну, что самым важным является пункт № 1. Витамины для мозга, витамины и минералы для нервной системы помогут  вашему ребенку восполнить дефицит внимания и  нормализуют учебную  деятельность ребенка.

Если Вы хотите посетить уроки,  а учитель не позволяет, то можно обратиться с просьбой к директору школы или завучу.  Только надо понимать, что в присутствии родителей дети ведут себя совсем по-другому. Не всегда в лучшую сторону, но по-другому.  Если у вас есть возможность посещать уроки и помогать своему ребенку, то можно этот вопрос решить с администрацией школы.  Если ребенок в присутствии родителей ведет себя лучше и работает на уроке,  то администрация школы  может разрешить присутствовать родителям какое-то время на уроках. Иногда это бывает оправданно.

Очень важное примечание.  Не стоит бояться невропатолога.  При  наличии такого диагноза ММД и СДВГ , невропатолог – Ваш  друг и помощник.  Только совместными усилиями вы сможете помочь своему ребенку.  

Если   Вашему ребенку ставили   диагноз  ММД и СДВГ, поделитесь своими  способами решения этой проблемы. Думаю, что многим родителям будет интересно узнать практический опыт родителей, столкнувшихся с такой проблемой обучения ребенка в школе.  


Комментарии к записи "Как СДВГ создает проблемы обучения в школе?"
Перейти к форме комментирования
  1. Всем доброго дня! А что делать если ребенок закончив 1 класс так и не научился писать, считать и читать. Дома занимаемся читать получается только по слогам, но что прочитал сам воссоединить в предложение и понять о чем идет речь не может. Диагнозы СДВГ, ММД и задержка речевого развития. Иногда при разговоре меняет окончания слов перенося их в начало слова. Все попытки научить чему то дома заканчиваются слезами и словами я устал и больше не могу. Средств посещать коррекционные центры и логопедов я не имею, бесплатные занятия с логопедом практически найти невозможно. Курсы лечения у невролога проходим постоянно. Эффект есть ребенок стал лучше говорить, но обучение в школе проблематично т. к имеются диагнозы дефецита внимания, общение с детьми очень хорошее.

    • В школе наша учительница нас забраковала, отсадила на последнюю парту в одиночестве, водила к директору его часто, выгоняла из класса. Школьный психолог провела два занятия с ребенком и оставила все как есть. Учитель думая что мотивирует ребенка просто доводила до слез словами:" весь класс едит в зоопарк, а ты не поедишь". В итоге наступило время, что ребенок возненавидил школу и учителя, не стесняясь говорил учителю в лицо о том, что она плохая. Школа настаивает на переводе на дом.обучение и облегченную программу обучения. Ребенок все это воспринимает не как помощь, а как то что его считают не таким как все остальные дети.

      • Юлия, ребенок будет считать так, как думаете вы. Ведь ребенок - ваше отражение. Пусть вы и не говорите напрямую такими словами, но он считывает ваши мысли и выражает их по-своему. А потому надо, прежде всего, самой понять что и как. В вашем случае это может быть лучший вариант. Если домашнее обучение, то к вам будут ходить учителя и проходить программу один на один с ребенком. Ему будет легче. Комплекс неполноценности из-за того, что не все получается, не будет возникать. И, самое важное, ребенок может подтянуться с вашей помощью и догнать класс. А потом вернетесь в класс и будете учиться со всеми.
        Но здесь важно понять, что независимо от формы обучения, без вашей активной помощи и логопеда ребенку не справиться. Только в содружестве и сотрудничестве можно получить хорошие результаты.
        Поищите логопеда в онлайн, может найдете недорого.
        Успехов!

        • В том то и дело,что дом.обучение нам нехотят давать т.к мы не имеем медицинского диагноза. Проблемы с обучением как мне сказала директор нашей школы,это исключительно проблемы родителей. Если на занятиях ребёнок не улавливает суть,это проблема его родителя. Найдите педагога и занимайтесь дополнительно. Учительницу нашу умоляла пересадить ребёнка на 1 парту,чаще его хвалить хотя бы с самых малейших успехах. Но меня похоже никто не слышит,понятно что есть программа по которой все идут. Но почему 15 лет назад учителя предлагали помощь неуспевающим,а теперь каждого неуспевающего все пытаются перевести на дом.обучение?! С другой стороны ребёнок должен социально развивается,а с этой стороны сверстники не все воспитанные и гуманные. Некоторые сквернословят,некоторые смеются над детьми которые имеют какие то ограничения со здоровьем. Но на счёт дом обучения я согласна,но не в данной школе которая имеет ограниченный педагогический состав и желание помочь таким родителям,а не винить в проблемах о которых мы итак знаем

          • Юлия, раньше были несколько другие условия обучения, да и люди по-другому относились к работе. Не стоит вспоминать, как было раньше, т.к. от этого лучше не станет никому. Надо найти тот вариант, который будет наиболее удобен вам и ребенку. Да, ребенку важна социализация и коллектив, но не тот, где его дразнят и унижают. Может, есть возможность перейти в другую школу. Есть вариант перейти на семейное обучение и хотя бы год подтянуть ребенка в индивидуальной работе. Если вы работаете, можно найти учителя, который будет заниматься с ребенком. Все зависит от вашего желания и возможностей. Сейчас, пока ребенок маленький, его не так трудно подтянуть. Потом будет больше "хвостов" и догнать класс труднее. Ищите варианты, раз в школе не идут вам навстречу. Успехов вам!

      • Последний поход к неврологу выявил два диагноза,но они под вопросом это Дисграфия и Дислексия. Что не очень благоприятно для обучения.

    • Юлия, в вашем случае лечение у невролога продолжать. Но этого мало, ведь невролог не поставит речь и не ликвидирует те речевые проблемы, которые есть у ребенка. Может, получится найти логопеда на пенсии, который смог бы заниматься за небольшую плату. Или найти средства на консультацию логопеда, попросить рекомендации и заниматься самостоятельно. И чем раньше, тем лучше. Вы же понимаете, что с этими трудностями во 2 классе ребенок учиться не сможет. У вас еще есть время лета, чтобы как-то помочь ребенку. А эта помощь ему просто необходима.

  2. А что делать другим деткам, которые страдают от одноклассников с СДВГ?

  3. Моему ребенку в 6 лет поставили диагноз ммд толком не разьяснив что это...Повторно мы пошли к неврологу через год по причине нервного энкопреза и вот теперь нам поставили такой диагноз что вод дифицит внимания и ммд.....Лечить это почему-то не хотят мол прошло все....Но я не знаю ребенок психует когда ему что-то запрещаещь...Чуть в окно не сиганул когда я его на улицу не пускала....аж рычал весь от злости....Спит так дрыгается весь ужасно...Я не знаю как мне быть с ним и что это?Неужели это он так разбаловался или это все этот дурацкий диагноз?

    • Олеся, скорее всего, это проявление диагноза. Пока ребенок маленький, можно ему помочь преодолеть эти проблемы, но нужна помощь и родителей, и психолога, и психоневролога. Если этот врач, к которому вы обращались ничего не предлагает, поищите другого врача. Само по себе ничего не пройдет, ребенку надо помогать. И сделать это может только врач вместе с вами.

  4. Вот уже и год заканчивается, а у нас все без изменений. В классе не работает, ходит ,и может под парту залезть. Дома делаем и классную работу и домашнюю. Я и на уроках сидела, и с психологом в коррекционном центре занимается, только балуется ,дерется, потому что дети не принимают. А дети не принимают из-за того что мешает. На ПМПК поставили диагноз ЗПР-трудности формирования учебной деятельности,3 четверть закончили с 1 тройкой. Учитель за голову берется, говорит первый ученик за 20 лет, а что мне делать. Ругаемся каждый день, ребенок нервничает и я на пределе.

    • Татьяна, ситуация у вас нелегкая, но от того, что вы ребенка ругаете, лучше не будет. Что вам рекомендовали на ПМПК? В таких случаях один психолог не поможет, нужна комплексная работа - психолог, невролог, учитель и родители. В некоторых случаях для ребенка лучше, если перевести его на домашнее или семейное обучение. При индивидуальной работе ребенку проще выполнить задания, а учителю подстроиться под одного ребенка и подождать там, где надо. Пока ребенок маленький, надо приложить максимум усилий, чтобы преодолеть эти трудности. Потом что-то наверстать или исправить будет уже очень трудно. Терпения вам и успехов.

      • Здравствуйте! На ПМПК нам поставили диагноз ЗПР, но не психолог, ни невролог, которые его наблюдают, это не подтверждают. Да и занимаемся мы постоянно,3 по грамоте-медленно читает и пишет. Я нашла центр коррекционный , именно поведенческие нарушения, сейчас занимаемся там. В школе написали заявление, сдаем письменные работы. А вот учитель не захотела с ребенком заниматься. Спасибо Светлане за подсказку про АВА-терапию, так нашла центр, Ванюше очень нравится, еще и школьную программу сдаем.

        • Татьяна, ПМПК - это комиссия специалистов, поэтому следует прислушиваться к тому, что они сказали. Но любой диагноз можно исправить, если заниматься с ребенком. Тем более, что вы уже нашли и центр, и специалистов, которые могут помочь ребенку. Теперь ваше терпение и занятия помогут ребенку выйти на нужный уровень. Успехов вам!

        • Татьяна скажите пожалуйста где вы занимаетесь? Где вам помогли в Астане? Куда вы ходите? Очень нужно!

          • Это учебный центр ГРАМОТЕЙ, на Валиханова, со стороны ГРИНА, ЖК Тараз,т 405-765

      • Учитель может подождать, но не в ущерб уроку и другим детям, которым очень мешает шум ребенка с СДВГ. Почему невропатологи делают вид, что ничего непроисходит?
        Жаль спокойных воспитанных деток, коорые страдают и на уроке, и на перемене от таких одноклассников.

        • Светлана, поверьте, у детей с СДВГ нет проблем с воспитанием. моего воспитанного и культурного вихря до сих пор помнят и любят в школе. "Простите, можно я выйду. мне нужно покричать"

          На комиссии нам диагноз никакой не поставили. я просто забрала ребенка из первого класса и переехала в другой район города (в Украине нет законодательного домашнего образования).

          сейчас у нас маленький класс: 1 мама и 1 ребенок. мы едим витамины В и пьем валерьянку. ходим на айкидо, делаем по утрам йогу, днем отдыхаем час (нидра-йога), гуляем 2-3 часа. честно, мало помогает. внимания не больше. зато сохранили любовь к учебе.

          а вот что делать дальше? что говорить в школе, почему мы хотим поступить сразу во второй класс и почему ушли с первого домой? я в одной школе попробовала, мне говорят, поищите школы с 10 учениками в классе. это частные школы. где мне брать такие деньги?

          но в любом случае, Светлана, не в воспитании дело. старший у меня - ему уже 24 - спокойный, уравновешенный, самодостаточный человек. и мне с малышом помогает. и воспитывала я их одинаково.

          очень-очень нужно домашнее образование законодательное. и клубы для общения таких домашних деток. ведь днем во время прогулки компанию не найти. впрочем, это проблемы нас, родителей таких активных деток. Простите, что в комментарии к вашей фразе всю боль выплеснула.

  5. Здравствуйте! Вот мы второй месяц учимся в школе и каждый день проблемы. Ежедневно учительница жалуется, не работает и другим детям мешает. Правда там еще несколько ребят таких же. Я уже присутствовала на уроке, при мне вроде сидел, отвечал, как только я ушла-стал вертеться и ничего ни делать. Обратилась к школьному психологу, он отправил к психотерапевту, сказал собирайте документы на комиссию МПК. Я уже сама боюсь к школе подойти, будут жаловаться. А дома мы без проблем делаем домашние задания, занимаемся по дополнительной литературе. ЭКГ мы тоже делали, невролог отклонений не нашел.

    • Татьяна, в том то и проблема, что ребенок дома делает все, все понимает, а в школе учиться ему трудно. И причина здесь, скорее всего, в том, что ребенок не может сконцентрировать внимание на учебном процессе. Ведь в классе столько отвлекающих моментов! То сосед что-то сказал, то кто-то что-то уронил, то ребенок вспомнил, что он что-то еще не рассказал другу и это надо сделать срочно, прямо сейчас...Врачи эиу проблему не вседа видят, если не показать им характеристику от учителя и школьного психолога. Возможно, они напишут не очень приятное для родителей, но только так врач узнает, в чем проблема и на что надо обратить внимание. Пока ребенок маленький, многие проблемы легко скорректировать без ущерба ребенку и его обучению. Позже уже очень трудно, ведь в обучении много упущений, которые возникли из-за невнимательности. НЕ стоит бояться МПК, они подскажут, как помочь ребенку и себе, кстати, тоже.

  6. У меня тоже такой ребенок. Нам ? лет, идем в школу. Ходили в центр по подготовке к школе, учительница частенько выгоняла из класса, не хочет читать, другим мешает, все что дети делали в классе он успевал только часть, остальное дома. Ходили летом в малышовую группу--тоже учительница предложила обратиться в спецшколу. Мы из Астаны, может кто-то знает где нам смогут помочь, к невропатологу обращались, выписали таблетки и отправили.

    • Татьяна, то что учительница выгоняет ребёнка из класса - это неправильно. Да, возможно, он ей мешает вести урок, но это признак того, что учительница не подходит для вашего ребёнка! Ищите другого педагога или другую школу. Сходите ещё раз к другому врачу, уточните, нужны ли ребёнку таблетки. Возможно, что можно обойтись без таблеток. Обратитесь к диетологу. Очень возможно, что определённая еда или компоненты еды отрицательно влияют на ребёнка. Найдите в своём городе специалиста по АВА терапии. Эта терапия отлично подходит не только для аутичных детей, но и для вашего ребёнка. Томатис терапия тоже хорошо помогает. Удачи!

      • Другая школа в этом случае не спасет. Надо найти возможность помочь ребенку научиться регулировать свое поведение и тогда все остальное нормализуется. Т.е., как Вы правильно сказали, найти специалистов-медиков и психологов, которые смогут помочь.

    • Татьяна, чтобы невропатолог смог вам помочь, надо рассказать все нюансы поведения ребенка, желательно предоставить характеристику от учителя или воспитателя. Врач за 5-10 минут осмотра не увидит те проблемы, которые возникают на уроках, поэтому надо специально заострить на этом внимание. В вашем случае таблетки могут очень даже помочь, поэтому не стоит от них отказываться. Обязательно ребенку нужны витамины, занятия спортом (лучше плавание или танцы) и режим дня. Успехов вам и терпения.

      • Мы не отказывались от таблеток, пропили все, что назначили. Сейчас готовимся к следующему приему, сегодня попрошу воспитателя дать характеристику ребенку. Нашла школу семейного воспитания, где хотят нам помочь. Мы уже ходили к ним, Ване там понравилось, но там в основном игровые занятия, а учиться он не хочет. Хотя когда его спрашивают по программе он отвечает, все кроме чтения-буквы не хочет никак.

    • Татьяна, я работаю в школе, педагог-психолог, недавно прошла вебинар, а затем и 9-часовой кастомарафон по проблеме детей с ММД у психолога из СПб Татьяны Герасименко. У нее самой дочка с таким диагнозом, так что Татьяна не понаслышке знает об этой проблеме. 22 сентября 2014 года она начинает вести 3-недельный интернет-тренинг для родителей детей с ММД. Там будет индивидуальная психологическая диагностика, разработка индивидуальной стратегии развития для Вашего ребенка. Вот ссылка на ее клуб http://family-career.ru/ Желаю удачи.

  7. Я работала с гиперактивными девочками - двойняшками. И знаю, что такое гиперактивность из собственного опыта, т.к. в это время читала кучу литературы по этому вопросу.
    1. Не надейтесь, что гиперактивность "рассосётся" с возрастом. Она, к сожалению, будет сопровождать этого человека до конца его жизни. Конечно, взрослый человек имеет больше тормозов, чем ребёнок, но проблема останется в той или иной степени.
    2. Существуют разные степени гиперактивности. От чего это зависит, учёные не выяснили. Есть дети, которые с этим синдромом опережают в умственном развитии своих сверстников, есть дети, которые наоборот отстают. А есть такие, которые имеют какие-то необычные способности. Причём, способности могут быть как положительные, так и отрицательные
    3. Если у вас ребёнок с таким синдромом, не отчаивайтесь! Это не конец света! Такие дети рождались и раньше, 10, 20, 50, и 100 лет назад, но, к сожалению, за последние 10 во всём мире произошёл всплеск рождаемости гиперактивных детей. Например, в Израиле количество гиперактивных малышей составляет 10% от всех рождённых новорожденных детей. Во всём мире тоже примерно такая же статистика. Учёные выясняют почему такое происходит, но однозначного ответа нет.
    4. Чтобы вам было легче психологически, найдите в интернете сообщество родителей гиперактивных детей, общайтесь, делитесь опытом воспитания и обучения.
    5. Медикаментозное решение. Если у вас есть, хоть самая маленькая возможность отказаться от лекарств, то откажитесь. (хотя совет очень не однозначен). В Америке огромное количество смертей от передозировки такого лекарства, назначенного врачом. (Я смотрела об этом документальный фильм.) Это происходит от того, что учёные ещё не выяснили сколько давать лекарства, в каком каком возрасте и прочие нюансы.
    6. Воспитание и обучение. Таким детям всегда трудно. Учителям и воспитателям тоже всегда трудно с такими детьми. Нужно предупредить учительницу, медсестру, администрацию школы, что к ним поступает гиперактивный ребёнок. Рассказать учительнице о ребёнке, о его особенностях, о том, как лучше управлять вашим ребёнком.
    7. Читайте книги о воспитании. Если у вас мало времени, вы можете прочитать основные мысли из книги известного психолога Росса Кэмпбелла "Как справится с гневом ребёнка" http://ru.calameo.com/books/0013066564a55d2388cba

  8. У нас у старшего Вани (сейчас первоклассник, 7 лет) как раз такой синдром. Проблем, конечно, много. Но так как учиться он у меня любит и это самое большое удовольствие, то как раз на уроках проблем мало. Основные проблемы на перемене, когда вроде бы причин для концентрации внимания нет и его несет во все тяжкие. Основные жалобы - отношения с одноклассниками. Родители даже очень настойчиво предлагали учителю написать в департамент об исключении из школы и переводе в спецшколу. Но, Слава Богу, учитель у нас адекватна и замечательный специалист и человек, делает все, чтобы класс стал коллективом и детки научились работать в команде. Спасибо ей большое! И теперь Ваня с огромным удовольствием ходит в школу, хотя и не очень пока общается с ребятами. Выходили мы из этого постепенно: на переменки, чтобы не болтался приставая к другим, он брал книги и читал. (Для кого-то это напряжение, а для него наоборот расслабление и передышка от людей). И еще, не знаю, из какого города автор письма, но в Москве очень хорошая служба психолого-педагогической помощи В каждом округе есть такие центры. Мы очень довольны, что ходим туда заниматься. Пробоволи ходить к платному психологу - как-то не пошло у нас, мне не понравилась направленность занятий. А там - превосходные специалисты и причем бесплатно, что тоже радует. Мы проходили там полный комплекс обследования: психолог семейный, детский, нейропсихолог, психиатр, логопед, генетик, делали ЭКГ. Ходим на игровые занятия пока индивидуально, позже, наверное, дорастем до групповых. ))) И невролог, конечно, тоже. И спокойствия и терпения родителям!...)))

    • Елена, конечно, у всех детей проявляется СДВГ по-разному. Вы совершенно правы, что ребенку надо помогать и делать это должны специалисты в содружестве с родителями. Успехов Вам и вашему сыну и терпения!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.