Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?

29.05.2013

 Читательский дневникЗакончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все  прочитанное летом было записано в Читательский дневник.  И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования  учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.

Давайте же  разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.

Некоторые родители  с возмущением говорят:  «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.»   Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!   

Дети читают  произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя.  Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,  в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. 

«Моей это не надо, и делает  из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить  и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников  ведения Читательского дневника.  «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.»  Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?

Читательский дневникВ начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем  он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на  долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить  ученики 1- 2  и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль  записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает  смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные.  Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и  учится  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.

Читательский дневникГлавная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя.  Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели.  Поэтому  мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или  главы, если произведение большое, записать свои выводы.

 Для  Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем  на несколько  колонок:

♦  дата чтения,

♦  название произведение,

♦  автор,

♦  главные  герои,

♦  «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения  основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А затем, когда в  учебном году, мы  проводим  викторины, внеклассное чтение,  дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Читательский дневникПричем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи  и , конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это  тоже чтение.  

Научите своего  ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы  научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по  вопросу ведения Читательского дневника.  Как Вы его ведете?


Комментарии к записи "Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?"
Перейти к форме комментирования
  1. Имеет ли право учитель выставлять оценки в журнал если ребенок не носит читательский дневник ,и она ставит 2 в журнал ?

    • Валентина, если это требование учителя - носить читательский дневник, то носить надо. Учитель всегда заранее говорит требования к подготовке уроков по всем предметам, объясняет, что нужно принести. Если ребенок не выполняет требование, то учитель ставит соответствующую отметку или пишет замечания.

  2. Спасибо за полезную и интересную информацию!
    К сожалению, очень многие считают, что вести дневник это не более
    чем пустая трата времени.

  3. Честно скажу, не могу понять пользы дневников. Если ребёнка с детства не учили делать выводов, то научиться будет очень трудно. Я никогда не вела ничего подобного, но почему-то у меня не вылетают из головы сюжеты и герои. Тем более, дневник заранее будет написан "по шаблону" и вряд ли в нем напишут действительно то, что думают. Я же не могу написать, что, положим, Герасим в "Му-му" - тряпка, а Печорин - избалованный лентяй? Нет! Потому что это сразу будет восприниматься как неправильное понимание книги! Но если я так читаю и именно так вижу?
    Честно признаюсь, если бы мне сказали заниматься подобным, я, наверно, возненавидела читать.

  4. Огромное спасибо. Я даже и подумать не могла о дневнике. Это действительно нужно для ребенка. Ему будет легче вспомнить в течении года прочитанные книги.

    • Мой ребёнок ненавидит заполнять дневник чтения. У неё прекрасная память, она довольно долго может даже цитировать отрывки из книги, может даже сценки ставить. Но... Этот дневник отнимает все желание читать. Ибо там есть пункт "личное мнение". Как правило, туда мы пишем мои мысли, ибо она не может дать то, что хочет увидеть учитель. Да, обсуждаем произведение, что-то пытаюсь из неё вытащить. Нервная система сгорает, хочется его выкинуть нахрен. В моем детстве этого бреда не было. И я научилась любить книги, у меня была самая высокая скорость чтения. Зачем бежать вперёд паровоза? Аналитика развивается со временем. Просто сейчас рано. Сейчас это стресс. Я категорически против этого.

  5. Такой вопрос. Можно ли, точнее нужно ли записывать в читательсктй дневник стихотворения? То есть отзывы о нем.

    • Если стихотворение маленькое, то не стоит. Если сказка в стихах, басня или большое стихотворение, то можно записывать свое впечатление о нем и главную мысль.

      • Забыла уточнить. У нас дневник чтения с 1 класса. В 1 классе разрешали в личном мнении писать понравилось или нет, а со второго надо было условно говоря выдать критику произведения.
        Пожалуйста, прекратите уничтожать нас и наших детей. Уберите ненужное из образования! Вместе с оценками.

        • Ира, ваша просьба не ко мне. А в читательском дневнике надо писать свое личное мнение о произведении тем словами, которыми ребенок может это выразить.

  6. мы так подробно в школе не описывали и к тому же у нас учитель просил уложиться в одну страницу. 🙁

  7. Ненавижу дневник читателя он скучный

    • Все зависит от того, как вы его ведете. Если подходить к Дневнику читателя, как к дневнику маленьких побед, а завершение чтения новой книги - это все-таки маленькая победа, то он станет своего рода "Послужным списком" ребенка. А фиксировать свои достижения всегда приятно.

  8. Доброго летнего настроения Вам, Татьяна, и всем вашим читателям!

    Вот здесь есть интересные идеи по оформлению читательского дневника

    http://www.proshkolu.ru/user/yelenas777/file/4318126/
    http://www.proshkolu.ru/user/masyk80/folder/774599/

  9. Первым делом ведение этого дневника научило меня замечать в книгах не только героев и сюжет, но и – имя-фамилию авторов. Что разом повысило градус моей (и одноклассников, конечно; предполагаю, таковы порядки были везде?) образованности в сфере литературной. Книги перестали были историями о жизни, стали – произведениями таланта и ума писателей.

  10. Сейчас в разных школах разные методики преподавания, программа, требования к выполнению заданий. Так и с читательскими дневниками. Где-то их до сих пор требуют вести, а где-то нет. Я считаю, главное, чтобы дети читали. А оформляют они отчет о прочитанных книгах или нет, это не важно. Если ребенок и забудет, о чем была книга, не страшно, значит она ему была не столь интересна. В этом случае читательский дневник ничем не поможет, ведь ребенок не полезет в него узнавать о чем была та скучная, неинтересная книга.

    • Читательский дневник в любом случае помогает! Ребенок учится формулировать свои мысли, выделять главную мысль текста и лучше запоминает, о чем это произведение. При необходимости, ребенок может пролистать читательский дневник и вспомнить героев, основные события этого произведения.

  11. Нам задали вести читательский дневник только этим летом - т.е. после 3 класса. Еще в прошлом году мы купили очень хороший читательский дневник - там есть не только привычные пункты с названием\именем автора, но и пункты: главные герои, что понравилось-не понравилось, график чтения (если книга объемная), плюс место для рисунка к произведению. В конце даются списки книг на лето для начальной школы. Такой дневник сыну вести нравится - хоть он совершенно не фанат чтения!

    • Я тоже купила дневник, о котором Вы говорите. Список литературы для МЛАДШИХ классов начинается с Гомера и Вергилия... Я бы поняла "Мифы и Легенды Древней Греции и Древнего Рима", но читать в 7-8 лет "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:" - это слишком....
      Так что к списку чтения надо подходить очень осторожно. Но в целом неплохой вариант для начала ведения дневника. Надолго, его, правда, не хватит.

      • Оксана, я говорила, что много вариантов ведения Читательского дневника. Своим ученикам я советую просто завести общую тетрадь или большой блокнот и расчертить, как на фото. Вы правы, что к списку для чтения надо подходить очень осторожно и всегда выбирать то, что может прочесть Ваш ребенок, то, что ему интересно.

  12. Я с Вами согласна, такой дневник нужен. Но в нашей школе его нет ни в первом ,ни в следующих классах. Я даже не знала о нём. Но вижу смысл его ведения , мы постараемся вести. Интересно, что скажет ребёнок, когда я предложу? Но думаю она с удовольствием займётся такой интересной работой. Спасибо за совет!

    • Юлия, такой дневник нужен, прежде всего, самому ребенку и его родителям. Читательский дневник не входит в круг обязательных школьных требований, поэтому в большинстве школ его нет. В таком случае родители сами решают, вести дневник или нет. Конечно, это добавляет хлопот родителям, особенно первое время, но эти хлопоты окупятся сторицей.

  13. Надежда, я даже во 2 классе разрешала заполнять Читательский дневник родителям, а со второго полугодия 2 класса дети заполняли уже сами. В любом случае, ведение дневника просто необходимо, чтобы произведения, которые прочитал ребенок, не выветрились из головы.

    • О-хо-хо! Мои стенания по поводу заполнения дневников родителями. Можно. я скромно промолчу? Не буду сыпать соль на свои раны?

  14. Спасибо! Очень интересно и актуально! К сожалению, мои первоклассники к концу года едва научились читать и писать. Пока читательский дневник не заводим. Попробуем во 2 классе.

    Список книг для чтения летом детям вручила. Посмотрим, что получится.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.