ЗНАНИЯ или МЫШЛЕНИЕ. Что важнее?

31.10.2013

мышлениеКаждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был если не отличником, то во всяком случае, хорошим учеником.

Каждый родитель отслеживает оценки ребенка и, если оценки не соответствуют ожиданиям родителей, ребенку приходится не сладко.  Ребенка  усаживают заниматься дополнительно дома или с репетитором,  некоторых детей  в качестве наказания лишают прогулок и игры… Вариантов наказаний много.

А нужно ли наказывать ребенка, если он получил недостаточно высокую оценку?

Вспомните своих одноклассников. Кто из них быстрее добился в жизни успеха? Разве отличники?  Как правило, чаще всего преуспевают в жизни не отличники, а середнячки и даже двоечники. А отличники? Отличники действуют в соответствии с заложенной в школе программой – выполняй инструкцию и делай все по правилам. Они, если и приходят к успеху, то это долгий и трудный путь.

А можно ли убить сразу двух зайцев и помочь ребенку стать таким успешным учеником, чтобы он везде добивался успеха легко и быстро?

Вы задумывались когда-нибудь, почему слабые ученики в жизни быстрее и легче добиваются успеха?  Скорее всего так происходит потому, что  слабому ученику  приходится постоянно преодолевать трудности, действовать в обход правил и находить свои, более экономичные пути в решении задач. Они более свободны в своих действиях, так как не зациклены на оценке. Такие ученики обычно не боятся ошибиться, сделать что-то не так, в отличие от отличников, которые стремятся, прежде всего, к высокой отметке.

Отметка  не всегда показатель знаний. Скорее всего,  это показатель старательности. При одном и том же уровне знаний, отметки  могут быть разными и не потому, что учитель плохо относится к ребенку. Так происходит  потому, что мало знать, надо еще суметь это объяснить, доказать свою мысль, донести мысль до других, правильно ее формулируя.

Кроме этого, для высокой оценки необходимы и другие умения: умение работать самостоятельно в стрессовой ситуации, умение мобилизоваться и работать не отвлекаясь, умение работать в условиях ограничения времени и еще много разных факторов, которые непосредственно влияют на обучаемость ребенка и  его  оценки. И все эти важные факторы зависят  как вы думаете от чего? Вы хотите сказать, что всё это зависит от знаний ребенка?  Я же утверждаю, что все эти важные умения зависят, прежде всего, от мышления. 

Так что же важнее – знания ребенка или мышление?  Предлагаю Вам обсудить этот вопрос и написать свое мнение в комментариях. Давайте, подумаем вместе. 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "ЗНАНИЯ или МЫШЛЕНИЕ. Что важнее?"
Перейти к форме комментирования
  1. А я думаю, что все дети разные. В качестве примера могу привести уже своего на сегодня взрослого сына. Но когда-то он разумеется был учеником начальной школы. Самым поразительным было то, что он мог получить за четверть двойку и тут же выиграть по этому же предмету городскую олимпиаду. Оказывается двойки он получал за молчание у доски или за отказ выполнить письменную работу. Учителя можно понять - что он может поставить ученику, отказавшемуся отвечать на вопросы? Даже если учитель знает, что ученик знает, он все равно не может не поставить двойку, ибо на это все смотрит весь класс! Я спрашивала у сына ПОЧЕМУ? Это же почему задавала учительница. Он отвечал просто: "Лень говорить! Лень писать!" Я спрашиваю, а на олимпиаде мол было не лень? Ответ: "Ну так ведь школе нужны были какие-то грамоты!" Иными словами для всех ему было не лень, а для себя - лень. И хоть сколько ругай и наказывай - бесполезно. Зачем выполнять что-то, если уже итак все понятно?
    А бывают еще дети, которые просто теряются во время контрольных. Они сосредотачиваются не на работе, а на своих переживаниях, хотя материал прекрасно знают.
    Но если вернуться к теме вопроса, то МЫШЛЕНИЕ однозначно важнее. Ибо оно нужно ПО ЖИЗНИ! А красный диплом - это лишь удовлетворение амбиций ученика и его семьи. Хорошие оценки - показатель отличной памяти, стараний и трудолюбия. Но это не значит, что у ученика отличная логика и креативное мышление. Одно могу сказать точно - в жизни нужны разные люди.

    • Светлана, согласна, что Мышление важнее Знаний. Правильно организованное мышление спасет при недостатке знаний, а отличные знания не всегда помогут в трудной ситуации, ведь знания надо уметь применять.

  2. Татьяна, спасибо за ответ! Я спрашивала, почему она не успевает. Ответ всегда один : не знаю. Я не могу понять, в чём дело, почему она витает в облаках именно на математике, да ещё как всегда на контрольной. Такое ощущение, что она думает, что это не важно. Хотя я много раз объясняла важность этого предмета. Буду ждать Вашей статьи, спасибо!

  3. Здравствуйте, Татьяна! Да, действительно, оценка не всегда показатель знаний ребёнка, но как же тогда учителю быть, как определить уровень знаний? Мне , как маме, очень нравится, когда дочка приносит хорошие оценки. Но бывают случаи, когда в тетради стоит 2. Потому,что ребёнок был занят неизвестно чем, сама учительница этого не знает. Например, по математике, решала контрольную и из 5 номеров сделала 2. При этом и я, и учительница хорошо знаем, что Марина знает материал этой контрольной. Но почему же она не захотела всё выполнить? Может быть она действительно не умеет думать в стрессовой ситуации и работать в условиях ограниченного времени? Тогда как мне научить её? Мышление, кстати, развито очень хорошо.

    • Юлия, Вы правильно написали, что учитель определяет уровень знаний. Знания ребенок получил, усвоил, запомнил и на контрольной выдал то, что запомнил. Вот и ставится отметка за работу.
      ПОчему же получилась такая оценка, лучше спросить у ребенка? Что было трудно? Почему не получилось лучше? Здесь варианты могут быть разные: ребенок не понял задание, застрял на выполнении одного задания и не успел сделать другие, а может, просто ребенок плохо себя чувствовал и голова его не думала в этот момент. Такое, кстати, бывает очень часто.
      Что же делать в такой ситуации? Мой вариант решения такой ситуации будет в следующей статье.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.