Зачем тренировать память?

28.01.2018

Вы когда-нибудь задумывались, каким удивительным свойством обладает наш мозг – памятью?  Если ребенок уколол пальчик шипом розы, то в следующий раз он будет осторожно подходить в розе. Если ребенок  дотронулся до горячей чашки, то теперь будет обращать внимание на чашки и проверять их температуру заранее. Если врач  проверил у ребенка горло, что вызвало неприятные ощущения, то после этого всех врачей ребенок встречает с ревом. Он запомнил, что тётя в белом халате может доставить неприятности.

И в нашей жизни нам приходится запоминать очень многое. Часть мы запоминаем неосознанно, но большую часть запоминаем  специально, потому что нам это надо знать.

Помните школу? Сколько там приходится запоминать ежедневно! А умеем ли мы и наши дети это делать?

Как-то прочитала такой комментарий  «Родителям нужно знать о замечательном свойстве детей, особенно у меньших, - механическая память называется, ну, может о ее развитии, у кого саме ней плохо))). Почитать о ней и лечь спать спокойно)))» (орфография  автора сохранена).

Спать спокойно, конечно, можно. Только вот ни память, ни успехи ребенка в школе от этого лучше не станут.

Соглашусь с автором комментария только в том, что механическая память у нас есть. И, наверное, каждый  помнит, как зазубривали в школе таблицу умножения или правила. Помните?  Это и было заучиванием с помощью механической памяти. Как долго вы помните потом  эту информацию?  Конечно,  это все индивидуально и зависит от многих факторов,  и от особенностей памяти, и от качества запоминания, и от повторения материала. Но все же.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта и опирается на механическое повторение материала: слов, цифр,  действий.  Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания. Когда надо вспомнить, материал вспоминается  «слово в слово» и незначительные изменения контекста, условий воспроизведения значительно затруднят вспоминание.

Механическая память свойственна нам от рождения.  Мы можем ее развивать и тренировать, потому что она тоже нужна нам в процессе жизни, но основной упор все же стоит сделать на других видах памяти.

Наиболее эффективной является  логическая  память. В этом случае  запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется, а самое главное, происходит понимание.

Согласно законам памяти, осмысленная информация запоминается  не просто лучше, а в 9 раз лучше (по мнению  немецкого психолога, исследователя памяти  Г. Эббингауза). А осмысленно мы запоминаем, когда используем логическую и ассоциативную память.

Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.

Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные.

Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание. Она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти.

Нужно ли тренировать память? Безусловно. Причем, тренировать стоит любую память, ведь механическая память нам нужна не меньше логической. Но особый упор стоит сделать на освоении приемов запоминания. В наш век информации неоценимую помощь в запоминании любого материала нам оказывают приемы эйдотехники и мнемотехники.  Зная и применяя приемы запоминания, мы значительно ускоряем и облегчаем процесс запоминания. А это тоже важно. 

Если ребенок научится запоминать правило или стихотворение быстро, то это не будет для него сверхтрудной задачей и домашнее задание будет сделано быстро. Стоит только научить, как это делать. 

И встает еще один вопрос  Как? Как повторять  учебный материал, чтобы  сделать это быстро, но с максимальным результатом.

Да, мы помним со школьной скамьи всем известную фразу «Повторение – мать учения». Только вот повторять можно по-разному. Как вы повторяете материал? 

Возможно, вы слышали такие рекомендации – прочитай 5 раз правило и запомнишь, запиши словарное слово 20 раз и выучишь.  Слышали? Эти рекомендации опираются на механическую память. И если мы просто зазубрили правило или стихотворение, то это лишнее повторение поможет, но не сильно. А иногда может и навредить.

Но есть и другие способы повторения материала.

Подробнее о том, как учить и повторять материал, мы поговорим на вебинаре «Как запомнить, чтобы помнить». Если у вас есть ребенок школьник или даже дошкольник, вы получите для себя много полезного. Зарегистрируйтесь, чтобы получить ссылку на вебинар.

А в комментариях напишите, какую память чаще всего вы используете, запоминая школьный материал со своим ребенком?


Комментарии к записи "Зачем тренировать память?"
Перейти к форме комментирования
  1. К сожалению , механическая память не дает того, что современному человеку важно, а именно, не способствует развитию памяти и мышления. Она кратковременна, не цепкая и пользы от нее только до завтра, а послезавтра нужно снова учить.Когда нет навыка запоминать, ребенок или взрослый понимает свою ущербность, нет усвоения нового, нет развития. Очень важно в наше время уметь обращаться с информацией, а без хорошей памяти это не возможно. Память - основа интеллекта, потому не полагайтесь на механическую память, приобретайте навыки работы для развития памяти и будет вам интересно жить и работать.

    • Розалия, абсолютно согласна с вами. Механическая память тоже нужна, но в учебе на нее лучше не полагаться.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.