Как развивать фонематический слух ребенка?

24.12.2011

Мы играем

Что такое фонематический слух я уже писала.  А сегодня хочу предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха. Сразу хочу отметить, что эти упражнения надо  начинать с 5-6 лет. В более младшем возрасте используются другие виды упражнений.

« Поймай звук»

Мы предлагаем ребенку: " Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук "С" , то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай". Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно  и слова, в которых этого звука нет совсем.

Например: суп, дуб, соль, моль, письмо, пишу, пёсик, нос, воз.

В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент.  По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать.

Обратите внимание, что звук должен быть всегда только в сильной позиции и не заменяться парным. В конце слова можно называть только глухие согласные или сонорные, те, которые не оглушаются при произношении.  Мы можем назвать слово «суп», если «ловим» звук П, но нельзя называть слово «зуб», если «ловим» звук Б.

Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы  могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки. Вообще, постарайтесь эти буквы до школы не трогать.

«Найди похожие»

Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что  начинаются  на одну букву.  И просим ребенка найти слова, которые начинаются на одну букву.

Если ребенок затрудняется.  то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок.  Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче)  на одинаковых буквах.

Грамотные люди, конечно, могут заметить в моих рекомендациях ошибку. Правильно, мы произносим звук, а не букву. Но я специально так пишу, потому, что маленькому ребенку эту разницу между звуком и буквой уловить еще трудно.

Ребенок мыслит наглядными образами. Букву он может увидеть и написать, а звук нет.  Поэтому, дошкольникам не стоит делать упор на различиях буква-звук. Пусть называет  буква, а произносит звук.  Придет время, пойдет в школу и поймет разницу между буквой и звуком.  Кроме того, каждая буква может обозначать разные звуки.  На начальном этапе  не обязательно это  подчеркивать.

Нам надо, чтобы ребенок научился разделять звуки, слышать  в общей массе слова.   В словах  «лук» и «люк» буква Л обозначает разные звуки – твердый и мягкий. Но ведь буква-то одна! Пусть ребенок сначала услышит.  что это звук Л, а уж потом мы обратим внимание на мягкость и твердость. Но потом, когда уже научится слышать и  разделять отдельные звуки.

«Цепочка слов»

Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на  последнюю букву предыдущего слова.  Это  более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием.  Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче. Кстати, хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку.

А как Вы развиваете фонематический слух ребенка? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Понравилась статья? Поделитесь с другими, кликните по кнопочкам.


Комментарии к записи "Как развивать фонематический слух ребенка?"
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо, Татьяна, за интересные упражнения.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи