Развиваем фонематический слух. Важный этап в подготовке к обучению чтению

21.07.2012

 Одним из важных  подготовительных этапов к обучению чтению и письму  является развитие фонематического  слуха.  К сожалению, об этом мало говорится и родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Видимо, большинство родителей считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо.

Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Что такое фонематический слух и как его развивать, Вы можете узнать из предыдущей статьи. А сейчас я хочу предложить Вам  игры  для развития фонематического слуха  дошкольников.  

«Первый - последний». В этом упражнении мы учим ребенка определять первый или последний звук в слове на слух. Вы просто договариваетесь с ребенком, что Вы произносите слово, а он отгадывает, какой звук первый (или последний).  Вы проговариваете ребенку слово так, чтобы этот звук слышался четко и долго. А ребенок называет первый звук. 

Когда первый звук ребенок уже будет определять легко, то можно дать задание определить последний звук. Это делать труднее.

Очень часто на первом этапе, когда ребенок только начинает выполнять такое упражнение, он называет не звук, а целый слог-слияние,  если согласная стоит перед гласной.  Не стоит ругать ребенка, а тем более смеяться над ним. Надо просто еще раз, а может и не один, произнести слово и слог с очень четким разделением звуков.  Например, с-а-н-и.

В таком случае звук слышится в отрыве от других и ребенку легче его услышать. Но здесь существует вероятность, что услышав слово по звукам, ребенок звук отдельный услышит, но все слово не поймет. Хорошо, если есть рядом этот предмет или картинка, которую обозначает это слово. Тогда можно попросить,  чтобы ребенок показал то, что обозначает это слово. Если предмета или картинки нет, то определить, как понял ребенок слово можно с помощью вопросов. 

Попросите ребенка назвать какое-то свойство предмета. Например: «Из чего это сделано?  Какого бывает цвета?  Для чего нужно?»  Задав такой вопрос, Вы поймете, понял ли ребенок смысл слова или нет. Если все-таки не понял, то произнесите слово чуть быстрее, пропойте его, проговорите слово столько раз, чтобы ребенок услышал и понял его.

Как Вы думаете, сколько времени у Вас уйдет на эту игру? Раза в 2 меньше, чем ушло на чтение этой  статьи.  

Эту игру-упражнение  можно использовать между делом, когда у Вас есть 2-3 минутки ничем не занятые. Гуляете на прогулке, идете в садик, едете в транспорте – в различных ситуациях можно играть в эту игру и совершенно незаметно для себя и ребенка формировать его  фонематический слух.

Очень важное дополнение. Подбирать слова для игры надо так, чтобы нужный звук – первый или последний, был в сильной позиции, т.е. четко произносился и хорошо слышался.  Можно подобрать слово «суП», но нельзя слово «зуБ». Избегайте слова, заканчивающиеся на звонкую согласную, если Вы определяете последний звук в слове.

Кроме этого, не надо брать слова с буквами Я, Е, Ё, Ю. Я сейчас не буду объяснять, почему. Это тема отдельного разговора. Просто возьмите себе за правило, если Вы определяете звук, то не используйте слова с этими буквами.

Нашли полезный материал в статье? Поделитесь с другими,  покликайте на  кнопочки.

Хотите узнать больше? Приходите на бесплатный вебинар

Если будут вопросы, пишите в комментариях.  


Комментарии к записи "Развиваем фонематический слух. Важный этап в подготовке к обучению чтению"
Перейти к форме комментирования
  1. Здравствуйте, Татьяна! Мой сын сейчас ходит во 2 класс. Проблемы в учёбе есть с грамотностью очень большие, причём не только у моего сына, а у всего класса. Я активно развивала его фонематический слух, на уроках тоже и результат поголовная безграмотность: как слышим так и пишем. А ведь дети глухонемые пишут грамотно, у них вообще никакого слуха нет.Теперь объясняю сыну , чтобы он не выполнял задания с фонематическим разбором слов, чтобы не учил состав числа. Недавно попалось видео Ясюковой, https://www.youtube.com/watch?v=kTaHhFbenfQ она говорит, что проблема не в современных детях, не в телевизорах и компьютерах, а в современной системе образования. Я когда делаю уроки с ребёнком, частенько не могу понять, что требуется сделать в задании. На прошлой неделе открыла тесты по русскому языку, на вопросы с фонематическим уклоном ни один человек из соседей не ответил. Хотела вопросы с ответами сюда написать, но не нашла листочек. Безкоровайная, Вакуленко, Марченко: Полный справочник школьника : 1-4 классы тест отсюда.

    • Инна, по вопросу фонематического слуха есть много разных мнений. Я не раз слушала Ясюкову и во многом с ней согласна. Но мы не изменим систему образования своим решением! И отказаться от выполнения тех заданий, которые нам не нравятся, мы не можем. Нельзя настраивать ребенка на сопротивление системе образования, потому что потом он скажет, что ему не нужно учить химию и физику или другие предметы и т.д. Кроме того, все задания, которые есть в учебниках, даны не просто так. Все это ребенок должен знать, независимо от нашего взгляда на нужность этого задания. Позже, во 2-4 классах будут контрольные и тестовые работы, которые ребенку нужно сделать, и там наверняка будут подобные задания. Как ребенок их сделает?
      Если мы не можем изменить ситуацию, а здесь мы никак не можем ее изменить, значит, надо изменить свое отношение к ней. Нужно найти способы повысить грамотность ребенка другими путями!

  2. Развивать ребенку фонематический слух вредно.

    http://www.7ya.ru/article/Razvivat-rebenku-fonematicheskij-sluh-vredno/

    • Интересно, где же Вы такое слышали? Если не развивать ребенку фонематический слух, то как же вы научите его читать и писать?

  3. Так буквы Е, Ю, Я состоят из двух звуков. Как тут определить первый или последний?

    • Буквы Е, Ё, Ю, Я вообще не стоит трогать. Просто избегайте слова с этими буквами!!! А, если все-таки попадется такая буква, то просто говорить, что это буква Я или Ё. И все, без уточнения.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.