Как «Эхо» развивает фонематический слух?

06.07.2012

О необходимости развивать фонематический слух  ребенка   уже говорилось и не раз.  Развивать фонематический слух  ребенка нужно для того, чтобы он легко мог выделять в потоке речи отдельные звуки.

Как Вы понимаете, это умение просто необходимо для учебы в школе. Дети, которые испытывают трудности с выделением отдельных звуков,  не смогут в школе написать диктант, как бы ни старались. А, значит, и учиться им будет  трудно, ведь диктант – одна из традиционных форм проверки умений ребенка по языку.  К сожалению, сейчас  все больше и больше детей приходят в школу с различными нарушениями речи, с неразвитым фонематическим слухом, отсюда и такое большое количество  учеников, которые  при написании диктанта допускают  по несколько ошибок в  одном  слове.

Как же развивать этот   фонематический слух? 

Прежде всего, хочу отметить, что непосредственно развитием фонематического слуха начинают заниматься после 4 лет.  Различные упражнения в звукоподражании уже являются началом  формирования  фонематического слуха.  А  в 5-6 лет уже надо применять упражнения, нацеленные на умение выделять отдельные звуки и слоги.  Таких упражнений множество и выглядят они, как игра. Поэтому  ребенку мы и предлагаем  различные игры, подразумевая специальные упражнения.

Спросите ребенка лет 5-6, какая буква первая в слове «белка»?  Что Вы услышите? Что первая буква – «БЕ».  Не спешите исправлять ребенка, ведь он сказал так, как услышал.  Дело в том, что согласный и гласный образуют практически единое целое – слог-слияние  и ребенку очень трудно на слух  разделить эти звуки. Поэтому сначала лучше и легче учить слышать слоги-слияния.  Для этого можно просто играть в игру «Эхо».

Для начала стоит рассказать малышу про эхо и по возможности продемонстрировать это  в пустом помещении или в горах.  Можно рассказать стихотворение

   ЭХО      Е. Мельникова                                 

Как же так? …так, так.
Не пойму никак!…как, как, 
Почему,
Что за слово ни скажу – 
Прозвучит оно в горах
И в лесах? ... ах, ах.
Говорят, что это – эхо,
Словно голос (вот потеха!)
Убежал, улетел,
Отскочил и сам запел!
Я над эхом подшучу:
Сяду тихо, помолчу.

А потом распределить роли в игре: взрослый будет просто взрослым, а ребенок - Эхо. Это Эхо повторяет только последний слог в слове.  Даже не обязательно учить сначала делению слова на слоги. Надо просто сказать, что Эхо повторяет конец или «хвостик»  слова, не уточняя, что это слог. И слова подбирать такие, чтобы оно заканчивалось на слог-слияние: мо-ре, кар-та, мо-ло-ко.

Эта игра не требует определенных условий и играть в нее надо между делом, когда есть свободные 3-5 минут и ребенок расположен поиграть: в транспорте,  по дороге, на остановке.

Конечно, все время быть Эхом ребенок не захочет. Через некоторое время он предложит эту роль Вам. И правильно, надо же меняться, чтобы было все по-честному.

И теперь, когда Эхо стало большим, вы, кроме фонематического слуха,  будете проверять и развивать еще и внимание ребенка, и  умение контролировать ситуацию. Дети поначалу не понимают, что надо контролировать выполнение задания и часто даже не слушают ответ. Значит, надо их учить контролировать себя и других.

Иногда, выполняя роль Эхо, стоит допускать ошибки и называть не совсем правильно «хвостик» слова. Можно парную согласную в слоге заменять своей парой, или произносить близкий гласный звук.  Например,  в слове «коза» сказать «СА», в слове «море», назвать «РЮ».

Вроде бы пустяки, но это очень важные для ребенка моменты. Играя в такие игры хотя бы изредка, мы развиваем его фонематический слух – важное умение при поступлении в школу и  приучаем ребенка  контролировать себя и других, развиваем внимание ребенка.

Вот такие простые, но очень важные для развития ребенка игры и упражнения Вы узнаете на тренинге «Скоро в школу? Игровая подготовка за лето»

А какие игры для развития фонематического слуха используете Вы? Поделитесь своим опытом. 


Комментарии к записи "Как «Эхо» развивает фонематический слух?"
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо за игру, у нас тоже проблема с фонематическим слухом. Сын начал повторять слова только в 3,5 года, до этого только на своём языке изъяснялся.

  2. Если у ребёнка есть музыкальный слух, то и фонематический существует.

    • Совершенно не обязательно. Музыкальный слух и фонематический слух - два берега одной реки. Вот, что написано на медицинском портале:
      "Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов."

  3. Спасибо за игру! Взяла на заметку.

  4. А игра так и не открылась! Как же быть?

  5. Я"дернула за веревочку","твитнула",но ничего не открылось.

  6. И где же игра "Эхо"?

    • Зоя, помните, как в сказке: "Дерни за веревочку, дверь и откроется"? Так и здесь. Нажмите на одну из кнопочек, игра и откроется.

  7. да уж, очень полезная информация, тоже фонематический слух не развивали...а зря
    и спасибо за такой материал!

  8. Вы такие важные вопросы поднимаете, большое вам спасибо. Это просто надо знать.

  9. К своему стыду, вообще никогда не слышала о таком. Теперь хоть буду знать)

  10. Вот потому и иностранные языки многим "на даются", что фонематический слух не развит.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи