Уж сколько раз твердили миру… (И снова о подготовке к школе)

05.07.2015

53066003    Уж сколько раз твердили миру,  что всему свое время. Можно      вырастить клубнику в декабре, но она не будет такой ароматной и  сладкой, как в июне. Можно выучить с ребенком все буквы уже в 2-3  года, но очень часто это происходит  в ущерб другим качествам  ребенка. К сожалению, это мы заметим гораздо позже, когда ребенок  уже подрастет и изменить что-то будет практически невозможно.

Родители обычно стремятся дать ребенку как можно больше до  школы, водят на различные курсы и занятия, а в результате получают совершенно не то, что хотели. И часто получаю подобные письма от родителей первоклассников с просьбами помочь, подсказать. Давайте посмотрим, что в данной ситуации можно сделать.

Сын ходил на подготовительный класс с февраля по начало июня. Галопом прошли весь Букварь Жуковой  и дополнительно прописи, Другая книжка-распечатка Букваря - уже как развитие речи и английский разговорный. Сына это все достало, (а он еще и в школу не пошел). Да, научился читать. Да, старается, но школу уже не любит, думает, что там всегда буде так все занятия один за другим без перерыва 2 часа подряд. Мне его жалко. Вот как нам бороться с этим неприятием школы? Да, рассказываю истории из моего детства, да пытаюсь подкупить будущими приобретениями - подарок президента и т.д. Я даже беру с собой книжки чтобы читать в автобусе - вроде, шумно, неудобно, трясет, но слушает и может сказать что я читала, если вдруг остановлюсь. Но читать самому (опять же заслуга педагога)  не любит, хотя отдельные слова может прочитать сам без подсказок, когда надо ему. Вот такой у нас случай, не безнадежный, но все же жалко сына. Математику любит, иногда берет сам тетрадки, брошюрки с заданиями и решает задания, больше с цифрами и по картинкам, а писать было, стало, решение и т.д. не старается даже...жизнь в школе кажется ему скучной и беспросветной...но мы вынуждены будем ходить в школу, маме нужно работать.

Честно говоря, я несколько раз перечитала это письмо, т.к. не совсем поняла, а каком ребенке идет речь. Если это еще дошкольник, как говорилось в начале, то о каких задачах с условием, решением и ответом может идти речь?

Дорогие родители будущих первоклассников, не забывайте, что ваш ребенок еще маленький! Не нужно учить его тому, что вы сами знаете! Для обучения  есть школа и учитель. Вот, когда учитель скажет, что надо писать буквы в прописях или тетрадях, расскажет, как правильно оформлять задачи, что и как читать, тогда и  нужно это делать. А сейчас, когда уже отбили у ребенка желание идти в школу ненужными заданиями и лишней работой, что-то исправить уже трудно. Задача родителей - развивать способности ребенка и закреплять то, что дает школа.

Каждому овощу свое время. Любое знание должно  приходить тогда, когда ребенок уже готов его принять и сможет им воспользоваться.

Очень хорошо, если ребенок  идет в школу уже читающим, но это не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок хотел идти в школу, учиться, узнавать что-то новое и был готов РАБОТАТЬ.

Да, не удивляйтесь, именно работать. Ведь школа - это не развлечение, а работа. И уроки не всегда будут интересными, основная часть урока - это работа. Прописать одинаковые палочки в тетради или буквы - работа, рисовать то, что сказал учитель, а не то, что хочется - работа, даже не уроке физкультуры надо делать так, как говорит учитель, а не просто играть или бегать. И всему этому ребенок учится, когда играет со сверстниками и родителями, дома во время выполнения каких-то домашних дел. Перед школой ребенку надо играть! Ведь только в игре формируются необходимые для развития личности качества.

Мамочка, написавшая это письмо, стремится помочь своему ребенку, но не учитывает особенности  детского возраста и допускает много ошибок. Я перечислю эти ошибки, чтобы другие родители не допускали подобного.

"Рассказываю истории из моего детства". Рассказывать истории - это хорошо, но часто дети слышат совершенно не то, что мы хотим передать. Поэтому контролируйте, что и как вы рассказываете.

" Пытаюсь подкупить будущими приобретениями - подарок президента". Интересно, сколько подарков придется покупать за 11 лет обучения? Во-первых, детям не важно, что будет через год-два, им нужно здесь и сейчас. Подкуп будущими приобретениями не срабатывает. Во-вторых,  что вы будете делать , когда ребенок подрастет и запросы его вырастут? Придется покупать  планшеты, машины и яхты.  Не думаю, что родители готовы к подобным расходам. И самое главное - нельзя обманывать ребенка и обещать невыполнимое.

" Я даже беру с собой книжки чтобы читать в автобусе". Зачем? Пусть даже ребенок и слушает, но это бесполезное чтение. Гораздо лучше во время поездки просто поговорить или поиграть в разные словесные игры. И потом, таким чтением вы  формируете потребителя. Ребенок - пассивный слушатель, он слушает книгу, но в  сам не читает. И желание читать в этом случае у него не появится.  Чтобы  ребенок учился читать и развивался интерес к чтению, надо привлекать ребенка к чтению, а не просто читать ему книги.

" Читать самому (опять же заслуга педагога)  не любит". И не полюбит, если родители будут снимать с себя ответственность. Ребенок еще в школу не пошел, а вы уже вините во всех бедах  педагога. Чтобы ребенок полюбил чтение, ему нужно научиться читать легко, а не по одному слову, и даже не по предложению.  Даже если ребенок ходил на подготовительные курсы по 2 часа несколько раз в неделю, то за это время научить ребенка читать очень трудно. К тому же, учитель знакомит с приемами чтения, а родители дома закрепляют и отрабатывают. Только так можно чему-то научить ребенка.

" Решает задания, а писать было, стало, решение и т.д. не старается даже."  А кто сказал, что ребенок-дошкольник должен писать такие слова? Даже в школе первоклассники начинают писать задачи словами во втором полугодии, если не во втором классе.

" Жизнь в школе кажется ему скучной и беспросветной." И это вполне объяснимо, ведь вы сами создали такую ситуацию, слишком много требуя от малыша.

Что делать сейчас? Оставьте все занятия, просто перестаньте заниматься таким образом. Купите, как можно больше игр с правилами (игры-бродилки, шашки, игры на внимание и память) и играйте. Пусть ребенок играет со взрослыми, с соседями и сверстниками, и  параллельно объясняйте ему, что школа - это работа. Дайте какие-то поручения по дому, чтобы ребенок выполнял их  ежедневно, независимо от настроения и желания, но выполнял сам, без вашей помощи.

Сейчас ваша задача - дать ребенку отдых от занятий и постараться сформировать учебную мотивацию, чтобы ребенок в школу пошел с осознанием, что  слово "надо" важнее, чем слово "хочу".


Комментарии к записи "Уж сколько раз твердили миру… (И снова о подготовке к школе)"
Перейти к форме комментирования
  1. "Дорогие родители будущих первоклассников, не забывайте, что ваш ребенок еще маленький! Не нужно учить его тому, что вы сами знаете! Для обучения есть школа и учитель. Вот, когда учитель скажет, что надо писать буквы в прописях или тетрадях, расскажет, как правильно оформлять задачи, что и как читать, тогда и нужно это делать." - а учитель, это сверхразум, все знает и все умеет... Прямо вспоминаются дореволюционные черно-белые фотографии, где Учитель в шинели и пенсне (разумеется мужчина), ученики в форме (конечно же мальчики), а девочкам (кроме благородных девиц) достаточно начальной школы и домоводства (99.9% и впрямь и сейчас достаточно). На практике учительниЦА, это недавняя выпускница, которая по глупости, лености, или еще какой причине не смогла поступить никуда, кроме педогогического, пришла на должность не зависимо от оценок в дипломе (троечница или отличница - без разницы), без опыта, без желания работать - отбарабанила программу и в клуб оттягиваться. Нет, господа родители - русскую народную поговорку "хочешь, чтобы было сделано хорошо - сделай сам" никто не отменял. И до тех пор, пока на должность Учителя не будут отбирать по конкурсу (с соответствующей зарплатой, разумеется) и как минимум ПОЛОВИНА преподавателей не будут мужчины, а идеальным был бы возврат к раздельному обучению, школа будет не учить, а готовить к ЕГЭ. А всё остальное будет зависеть исключительно от Вас.

    • Михаил, а почему вы считаете, что учительниница - это та студетка, которая никуда не смогла поступить, кроме педВУЗа? Вы не допускаете мысль, что она никуда и не планировала поступить, а только в педагогический? И, как это ни удивительно, но таких учителей много. Это те люди, которые сознательно шли в педагогический ВУЗ, и теперь работают в школе, учат ваших детей.
      Да, система образования далека от идеальной, но другой у нас нет. И не стоит умалять заслуги учителей, тех, кто учит ваших и наших детей. Конечно, от родителей зависит многое, с этим не поспоришь. Но обучать все-таки лучше учителю, хотя бы по той простой причине, что он знает и умеет КАК.

      • Доброго времени суток! "хотя бы по той простой причине, что он знает и умеет КАК". А он знает? Умеет? И главное хочет? Никого не хотел обидеть. Думаю для Вас не секрет, что очень давно (сейчас положение немного улучшается) профессия Учителя была мало оплачиваемой и не престижной. Что и привело к тому, что в неё шли по остаточному принципу - не поступил на инженера или экономиста, пошел в педагогический. К сожалению после контрреволюции пропало понятие распределения, что привело к тому, что закончившие пед вуз устраивались на работу куда угодно, но не в школу. Чтобы было понятно, что я в теме - моя жена, педагог при том потомственный и по отцовской и по материнской линии, одна из дочерей закончила пединститут (пардон университет:-)). Я часто у них в деканате ремонтировал компьютеры и в курсе, что с факультета, около 300 выпускников, по профессии, т.е. Учителем работает ОДНА бедная и несчастная девочка - ни семьи ни детей только работа. Т.е. 5 лет факультет университета работал впустую! Сам тоже преподавал, правда в ВУЗЕ. Ни в коем случае не могу ругать настоящих Учителей, я преклоняюсь перед этими подвижниками, которые вытянули и вытягивают на себе наше образование. Молодёжи очень мало. Внука учат те же преподаватели, что и дочек учили. У всех уже очень запенсионный возраст. При всём профессионализме и опыте Вы представляете себе учителя физкультуры 75 лет? Если с гуманитарными дисциплинами ещё более-менее, то с точными науками... Решал за дочку (хи-хи) задачу, педагог не поняла метода решения. Нужна ли девочкам физика и математика, это другой вопрос. И да, конечно от Учителя очень много зависит, но родители, разумеется, если они в состоянии, должны дать основное - желание учиться и понимание, что ребенок учится не для них, а для себя.

        • Михаил, могу согласиться с вами только в том, что написано в последнем предложении "И да, конечно от Учителя очень много зависит, но родители, разумеется, если они в состоянии, должны дать основное - желание учиться и понимание, что ребенок учится не для них, а для себя."
          Да, не все, кто окончил педагогический ВУЗ или университет (что не так важно), работают по специальности. Но ведь подобная ситуация наблюдается везде - и среди медиков, и среди экономистов, и среди инженеров.
          И до тех пор, пока будут говорить, что в педагогический идут по остаточному принципу неудачники и неумехи, профессия Учителя не станет престижной. А это значит, что так и будет - молодых учителей будет мало, и учить детей придется пенсионерам.

  2. Сама работаю в школе более 20 лет. Иногда волосы на голове шевелятся, что учителя делают в первом классе. Принципиально никогда не задавала ни на курсах подготовки к школе, ни в первом классе. Но в этом году моя младшая дочь пошла в школу. Сказать, что много задают, не сказать ничего. Решила сначала выполнять только то, что по силам дочери. Но в классе выполняют домашнюю работу все и полностью. Получилось, что мой ребёнок моими усилиями противопоставляет себя классу. Начались истерики: "Я опять одна не сделаю домашнюю работу". Пришлось подключать свой авторитет учителя, разговаривать с классным руководителем. Услышала в ответ: "Это не обязательная домашняя работа". Как быть в этой ситуации, я сама не нахожу ответ на свой вопрос.

    • Ольга, я тоже не знаю, что в таком случае делать. Противопоставлять ребенка классу не стоит. К тому же, если сейчас не делать задания учителя, то это может войти в привычку и потом будет трудно приучить к выполнению всех заданий. Поэтому выход, на мой взгляд, только один - решить этот вопрос с учителем или администрацией школы.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.