Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка.

24.04.2014

левшаНачиная готовить руку к письму, многие родители сталкиваются  с трудностями определения ведущей руки ребенка. И тут возникает множество вопросов: Правша или левша? Надо ли переучивать левшу? Что будет, если мой ребенок – левша?

При подготовке руки к письму необходимо сначала определить ведущую руку ребенка, а потом уже учить его правильно работать этой рукой. У большинства детей ведущей является правая рука и ребенок все активные действия выполняет именно правой рукой. Но есть дети, которые вырезают левой рукой, а рисуют – правой, ложку держат левой рукой, а кубики складывают – правой.  В таком случае, конечно, надо определить, какая же рука у ребенка ведущая.

Что будет, если левшу научить писать правой рукой? - спрашивают родители. Неправильное определение ведущей руки пагубно сказывается на развитии и состоянии ребенка. Переученные левши отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, капризами и проблемами в поведении. Чтобы этого избежать, в возрасте  4-5 лет необходимо определить ведущую руку ребенка. Как определить, кто ваш ребенок - правша или левша?

Вы можете протестировать ребенка самостоятельно с помощью несложных тестов и своих наблюдений, определить руку ребенка. Если все-таки возникают сомнения и вы не можете определить, какой же рукой ребенку лучше писать, то необходимо обратиться к психологу, который поможет вам и даст какие-то рекомендации по развитию ребенка.

По мнению психологов руку ребенка можно определять с 4-5 лет. Все тесты выполняются легко  и быстро, без какой-либо подготовки ребенка. Важно определить, какой рукой ребенку удобнее работать без вмешательства взрослого. Причем, наиболее информативными оказываются незнакомые ребенку действия, т.е. такие, которые он ранее не делал. 

ребенок-левшаКогда мы начинаем учить ребенка каким-то действиям, то вкладываем предметы в правую руку: ложку даем в правую руку, чашку, карандаш тоже. И ребенок, даже если он левша, привыкает держать эти предметы в правой руке. Но работать этой рукой леворукому ребенку трудно. Поэтому, проводя тесты, мы не напоминаем, как держать предметы, не стоит говорить, что будем определять руку или что-то подобное.

Мы предлагаем ребенку просто поиграть, причем, напоминаем, что делать надо так, как ему удобнее. А затем предлагаем ребенку быстро выполнить  несколько заданий, фиксируя, какую руку ребенок использует более активно. Для этой цели удобно сделать табличку, в которую заносить результаты наблюдений. Например, если правая рука использовалась, то пишем П, левая – Л, обе – О.

Простые тесты для определения ведущей руки ребенка

bullet_ball_red Сделай замок. Попросите ребенка соединить ладони в замок. У левшей сверху будет большой палец левой руки.

 bullet_ball_red Закрути крышку. Предложите ребенку закрутить крышки на 2-3 бутылочках. Ведущая рука будет закручивать.

  bullet_ball_redВырезать фигуру по контуру. Предложите ребенку вырезать круг, квадрат или другую фигуру. Ведущая рука держит ножницы.

bullet_ball_red  Собери бусы. Надо на нитку или шнурок нанизать бусины или пуговицы. Ведущая рука выполняет более активные действия.

bullet_ball_red  Намотай нитку на катушку. Ведущая рука наматывает.

 

bullet_ball_red  Разложи карточки. Наблюдайте, какой рукой ребенок раздает.

 

bullet_ball_red  Стряхни пыль с одежды.

 

bullet_ball_red  Закрыть и открыть молнию на сумке. Ведущая рука будет двигать ползунок.

 bullet_ball_red Возьми стакан и выпей воды. Обратите внмание, какой рукой ребенок взял стакан.

bullet_ball_red  Достань книгу с полки.

 

bullet_ball_red  Перемешай ложкой сахар в чашке или песок в песочнице.

 

bullet_ball_red  Найди спичку с обломанным кончиком в коробках. Заметьте, какой рукой ребенок открывает и закрывает коробки.

bullet_ball_red  Сложи узор по образцу из палочек, пуговиц или фигурок. Ведущая рука будет брать фигуры и выкладывать их.

Нарисуй предмет. Чтобы уточнить, какой рукой ребенку легче  выполнять графические действия, предложите ему нарисовать что-то очень простое правой рукой, а потом - левой. Сравните рисунки.

Рисование с закрытыми глазами. Дайте ребенку карандаши в обе руки и предложите ребенку нарисовать  круг, квадрат, треугольник сразу двумя руками с закрытыми глазами. Обратите внимание  на качество рисунков. Ведущая рука нарисует более четкие  линии и правильные соединения.

Остались сомнения? Предложите постучать указательным пальчиком по столу.  10 секунд надо стучать пальчиком правой руки, затем еще 10 секунд – левой. И так 3 раза. Вы фиксируете, сколько ударов сделал ребенок каждой рукой, а затем находите среднее значение для правой руки и левой. Ведущая рука обладает более высокой скоростью.

Записывая  результаты всех тестов в таблицу, вы увидите, какую руку ребенок выбирал чаще. Вот эта рука и будет ведущей, эту руку и будем готовить к письму.

Ваш ребенок – левша? Не стоит огорчаться и переживать по этому поводу. Надо только учесть особенности ребенка и всячески ему помогать. Для этого есть специальные ручки  и  ножницы для левшей. 

Если же вас еще остались сомнения, обратитесь к психологу и специалист поможет вам наверняка определить ведущую руку ребенка и подскажет что и как развивать. 


Метки записи:  
Комментарии к записи "Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка."
Перейти к форме комментирования
  1. Я за то, чтобы левшей учили писать правой рукой.
    Почему? Потому что у них скорость письма в 2 раза ниже - это раз. Пишут они практически по 1 букве (пока выведут, пока передвинут всю руку...) и поэтому тормозят работу всего класса.
    2 - Когда они пишут, то закрывают написанное или еще на стадии письма работу самой рукой.
    Трудность заключается в обучении здесь, что ребенку надо постоянно в голове держать что он пишет. Он не видит текст, не может его прочитать. Если будет читать, то не будет писать.

    Я за правшей. Да и в стране у нас в основном все сделано под правшей.
    У меня в классе 2 мальчика, у которых родители оба правши. Как ребенок стал левшой???????????????

    • Марина, в этом вопросе никто нашего желания не спрашивает. Мозг развивается по своим законам, а нам надо это учитывать и не вредить развитию ребенка. При переучивании левши нарушается нормальное для него функционарование полушарий и страдает не только интеллект, но и эмоциональная сфера. Дети-левши пишут с такой же скоростью, как и праворукие дети, которые тоже могут писать медленно. А чтобы левша видел то, что он пишет, ему надо просто держать руку по-другому. И это настолько мизерное неудобство, к которому ребенок быстро привыкает, что не стоит обращать на него внимания. Еще раз повторю: все специалисты по развитию мозга - психологи, нейропсихологи, нейрофизиологи считают, что нельзя переучивать левшу.

  2. А как быть, если у ребенка парез правой руки? Вынужденный он левша или настоящий?

    • Заочно, через Интернет, такие заключения не даются. Вам лучше проконсультироваться с психологом, чтобы точно определить и получить рекомендации по работе с ребенком.

  3. Информативная статья.
    В последние голы левшей становится всё больше.И я ещё с удивлением вижу,что всё больше детей работают на уроке и правой и левой попеременно.

    • Я тоже это замечаю. В каждом классе уже не один ребенок - левша, а 3-4-5. Возможно, так получается потому, что сейчас левшу не переучивают, как раньше, а позволяют развиваться, как задумано природой. Именно поэтому важно вовремя определить левшество и правильно помочь ребенку.

    • Эти дети могут быть амбидекстрами. Или с неопределившейся латералитой. Последнее не есть хорошо.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.