Что мы не знаем о готовности к школе?

04.06.2014

готовность к школеКаждый родитель шестилетнего дошкольника хочет определить готов ли его  ребенок к школе. И это понятно. Ведь хорошо учиться в школе, справляться со школьными трудностями сможет только ребенок с хорошей подготовкой.

Дети, которые идут в школу недостаточно готовые к обучению, с первых дней испытывают значительные трудности и с адаптацией к школе, и с усвоением школьной программы. Это все формирует негативное отношение к учебе, создает ситуацию неуспеха. И радости в жизни не добавляет.

Многие родители знают по каким критериям определяют готовность ребенка к школе: психологическое развитие, интеллектуальное развитие и мотивация ребенка. Но есть еще один фактор готовности, о котором многие, хоть и знают, но как-то не принимают ко вниманию. Несмотря на это, именно этот фактор показывает готовность ребенка к школе и влияет на успешность или неуспешность обучения ребенка. Что же это такое?


Есть такое понятие, как физиологическая готовность ребенка к школе. И в последнее время часто наблюдается несоответвие паспортного возраста ребенка и его биологического возраста. Получается, что в 6 – 6,6 лет ребенок физически соответствует своему возрасту, а вот физиологически, по уровню зрелости нервной системы и мозга, отстает на 0,5 -1,5 года.

Возможно, кому-то покажется это незначительным. Ведет себя будущий первоклассник, как маленький ребенок? Ну и что, это он просто играется. Не умеет делать то, что мама или папа в этом возрасте прекрасно выполняли? У каждого свой путь развития. Оказывается, эти все отличия возникли не просто так.

Хотим мы этого или не хотим, но каждое наше действие зависит от состояния нервной системы и развития мозга. От развития и состояние нервной системы зависит обучаемость ребенка. И накакие уговоры или требования взрослых не смогут заставить работать мозг полноценно, если он еще не дорос до этого.

Как ни удивительно, но об этом многие народы знали очень давно, причем без психологов, неврологов. Именно поэтому еще у древних народов критерием готовности ребенка к обучению считалась его физиологическая зрелость, а не паспортный возраст. Причем, разные народы определяли биологический возраст по-разному.

Еще в Древней Греции критерием школьной зрелости было появление гороховидной кости, которая вырастает на запястье со стороны мизинца. Считалось, что с появлением этой кости, а она вырастает с 7 до 15 лет, ребенок готов к обучению.

В Японии и средневековом Китае готовность к школе зависела от молочных зубов. Окончание замены молочных зубов свидетельствовало о том, что ребенок «вошел в разум». Интересно, что с этого момента ребенок не только мог обучаться, но и полностью отвечал за свои поступки перед законом.

Наиболее широкое распространение получил филиппинский способ определения физиологического возраста ребенка. Этот способ определения готовности ребенка к обучению опирается на особенности развития ребенка.

В возрасте 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста. В это время не только удлиняются руки и ноги, вытягивается скелет ребенка, но и происходит созревание нервной системы, появляется способность мозга быстро воспринимать и перерабатывать информацию.

филиппинский тестСделать этот филиппинский тест очень просто. Попросите ребенка поднять руку вверх и через макушку достать правой рукой левое ухо.  Не достал, значит, физиологически мозг ребенка еще не готов к школьному обучению. Достал рукой до уха? Прекрасно, мозг готов к обучению.

 
Филиппинский тест показывает уровень физиологического развития ребенка, но не гарантирует, что ребенок полностью готов к обучению в школе, т.к. готовность к школе – это совокупность навыков и умений.

Не стоит торопиться и отдавать ребенка в школу, как можно раньше. Гораздо лучше сначала подготовить ребенка, дать ему дорасти, чтобы в школе он спокойно и уверенно справился с учебными нагрузками, стал успешным учеником.  О том,  КАК подготовить ребенка к школе, идет речь на вебинаре "Скоро в школу? Как подготовить ребенка к школе без лишних проблем?"

 Интересный материал? Поделитесь с друзьями.


Комментарии к записи "Что мы не знаем о готовности к школе?"
Перейти к форме комментирования
  1. Первый раз услышала о филлипинском тесте, хотя уже двоих детей отправила в школу, попробую применить на тех, кто еще пойдет. Спасибо за такие важные моменты при поступлении в школу.

  2. Здравствуйте, Татьяна. А у меня вот такая ситуация: сыну 6 лет 4 мес., через полгода пойдёт в первый класс. На сегодня все молочные зубы на месте, даже не шатается ни один. Филиппинский тест - с трудом дотягивается до уха. При этом читает с 3х лет, хорошо считает в пределах сотни, со мной изучает английский, пишет печатными буквами, решает головоломки, кроссворды (детские), ребусы и делает это сам и с удовольствием. В школу просится САМ уже 2 года. Когда я делаю уроки с дочерью, он тихо сидит в стороне и всё слушает. Если она не может ответить, он подсказывает, часто правильно (сестра во втором классе). Ростом низковат, но спортивный. Зимой коньки, летом ролики, велосипед, много бегает, дома шведская стенка, батут, трапеция, боксерская груша, в детском саду бассейн. Мальчик активный, любознательный. В общении тянется к детям постарше (8-10 лет), хотя, без труда вливается в любую незнакомую компанию. Прошлым летом на даче сам перезнакомился со всеми соседскими детьми, а потом сестру с ними знакомил. Спокойно подходит к взрослому, чтобы попросить о помощи. Например, на даче сам сходил к соседу и попросил накачать колесо на велосипеде, когда я сказала, что не могу это сделать. Но есть одно "НО" - мне кажется, что он ещё не наигрался. Плачет, когда что-то не получается, или мама поругала. Невролог сказала, что северные дети созревают позже (мы живём в Вологодской области), чтобы я не вздумала отдавать сына в этом году в школу (7 лет ему будет только в октябре). Я в смятении. Буду благодарна Вашему совету по этому поводу. Спасибо!

    • Марина, все признаки готовности ребенка к школе, равно как и тесты, надо рассматривать в сочетании и конкретно на каждом ребенке. Нет универсальных правил для детей, так как нет и одинаковых детей. Дать какие-то рекомендации в вашем конкретном случая я не могу, ведь это делается не заочно, а при непосредственном общении с ребенком. Но я настоятельно советую прислушаться к словам психолога и невролога. Если вы еще не были на консультации психолога, желательно школьного, то постарайтесь пройти. В вашей будущей школе психолог, скорее всего есть.
      Дело в том, что специалисты при общении с ребенком могут посмотреть на ситуацию под другим углом, заметить моменты, которые сейчас не видны, но могут стать большим тормозом и причиной школьных трудностей.
      По опыту знаю, что мальчиков лучше отдавать в школу позже. Тем более, что чтение и умение считать - это не показатель готовности к школе. Главное - как ребенок готов работать и учиться, какая у него мотивация.
      Сейчас ваши лучшие советчики - психолог и невролог.

  3. Согласна, что родители часто сами отбивают у ребенка желание учиться. К сожалению, кроме родителей, ситуацию неуспеха могут усугубить и учителя в школе. Вот бы придумать уникальный тест: ребенок прошел его - значит готов и пора в школу, не прошел - еще год дома занимайся.

  4. Сегодня поступление в первый класс можно сравнить с экзаменами в институт. Не понимаю, зачем это нужно? Зачем так усложнять жизнь детям повышая уровень сложности программы?

    • Очень часто родители сами нагнетают обстановку, стараясь как можно больше дать знаний ребенку и чрезмерно его нагружая. В школу примут любого ребенка 7 лет, даже если он ничего не знает. В то же время, подготавливая к школе, мы облегчаем своему ребенку период адаптации к школе и вхождения в учебную деятельность.Здесь важно не перегнуть палку, дать ребенку именно то, что нужно для будущего первоклассника, а не "мешок знаний" и не отбить желание учиться. Важно помнить, что готовить к школе нужно, руководствуясь принципом - не навреди. Не нужно учить ребенка всему, что знаешь сам, да и учить-то по большому счету не стоит. Надо РАЗВИВАТЬ.

  5. Мой ребенок достает до уха ,но в школу идти отказывается ,не хочет ни писать, ни читать. Через 2 недели в школу, я уже в шоке. В прошлом году он ходил в детский сад и дополнительно в группу по подготовке к школе. В классе больше вертелся(синдром СДВГ),но домашние задания выполнял, читали по слогам кое как. Потом учительница сказала ему больше не приходи, раз читать не хочешь. Теперь категорически отказывается учиться. Подскажите как мотивировать ребенка. Свои дети выросли , проблем не знала, это внука сама воспитываю.

    • Татьяна, то, что ребенок достает до уха говорит о физиологической готовности, а это один из нескольких факторов готовности ребенка к школе. Если ребенок не хочет в школу и все отказывается делать, то надо выяснить причину. Возможно, это страх неудачи или школьная мотивация еще сформирована, а скорее всего, и то, и другое. Подумайте, проконсультируйтесь с психологом, нужно ли отдавать мальчика в школу или еще подождать. Мальчиков вообще лучше отдавать в школу позже, а с синдромом СДВГ особенно. Трудно дать какую-то конкретную рекомендацию через Интернет. Поэтому, Вам все-таки лучше проконсультироваться с психологом на месте.

  6. Филиппинский тест понравился.

    • К сожалению, даже не все первоклассники с ним справились. Учитывая, что уже целый год проучились в школе...

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.