О китайской системе образования или сила мотивации.

09.06.2016

Сейчас много говорят о достижениях китайских школьников в музыке, спорте и искусстве. Но как получаются такие результаты? Немного приоткроем завесу тайны.

Не для кого не секрет, что китайцы - самая многочисленная нация на нашей планете. Отсюда понятно, что для того, чтобы стать успешным, нужно быть лучше, чем большинство. Это как конкурс в вуз - 10 тысяч человек на место. А тут ничего кроме труда, ежедневного и кропотливого, не поможет.

В обычной китайской школе занятия начинаются в 8 утра, вернее к 8 нужно быть в школе, в это время с 8:00 до 8:10 зарядка для учителей. Они выстраиваются на улице и делают упражнения под музыку. Все это действо больше похоже на танец. В 8:10 вся школа выходит на зарядку и под музыку повторяют движения за двумя учениками на сцене. В 8:30 начинается учеба.

В школе занятия 5 дней в неделю до 16 часов, каждый день 6-8 уроков по 40 минут каждый и часовой перерыв на обед. Физ.разминки проводятся между 1 и 2 / 3 и 4 уроками. На уроке все 40 минут нужно сидеть, слушать учителя и выполнять задания. Дети идут в 1 класс с 6 лет, в классах по 36-38 человек(а бывает и больше), и к ним такие же требования, как и к старшим. В школе три основных предмета — китайский язык, математика и английский язык — каждый день по 1-2 урока по каждому из этих предметов. Остальные — как и в нашей школе, но они почти не оцениваются. Со второго месяца учебы начинают задавать довольно много домашних заданий по основным предметам. Родители обязаны объяснять большую часть материала и закреплять его с ребенком.

Учитель - очень уважаемый человек, его задача — объяснение нового материала и контроль, он ведет только один предмет. Проверочные тесты каждые 2 недели. Успешные ученики пользуются уважением одноклассников и благосклонным отношением учителей. Отстающие - отчитываются учителем перед всем классом за невыполненные или плохо сделанные работы, их стараются избегать одноклассники, быть отстающим позорно.

Чему же учат в первом классе?

Китайский язык. Система обучения построена на заучивании огромного количества иероглифов и их сочетаний, запоминании текстов наизусть. С первых дней дети начинают писать иероглифы, знакомятся с буквенным обозначением их звучания (пиньинь) и, конечно, их лексическим значением. Со второго полугодия начинают оцениваться сочинения по картинкам, они обязательно входят во все тесты. Но в первом классе нет строгого ограничения по объему. Тогда как в четвертом, например, минимальный объем сочинения на заданную тему - 400 иероглифов. (Обычно 1 иероглиф - это одно слово, иногда два иероглифа - обозначают слово или понятие, но в сочинениях считают просто общее количество иероглифов.)   Сравните с нашими требованиями, когда ученики 4 класса пишут изложение на 60-90 слов.

Домашние задания довольно объемные: диктант (родители диктуют ребенку слова), чтение текста в учебнике, его заучивание полностью или части, прописывание иероглифов в тетради, задание в распечатке (1-2 страницы формата А4).

Все домашние задания дети записывают в тетрадь самостоятельно, в среднем 4-5 пунктов по каждому предмету(по китайскому языку начиная со 2-го месяца учебы, по остальным предметам - со второго полугодия. Сначала им дается много времени на запись, но спустя месяц учитель дает 5 минут, а затем задание стирает). Ученик выполняет каждое задание и ставит галочку,  родители контролируют выполнение, расписываются в дневнике и на каждом листе, где ребенок выполнил работу. Если подписей нет, ребенка отчитывает учитель перед всем классом.

Математика. Первые два месяца - изучение логических последовательностей и счет в пределах первого десятка. У каждого ребенка есть книжечка с примерами, по 40 штук на каждой странице. Дети должны уметь решить 40 примеров за 4 минуты. (У нас в конце 2 класса - 15-20 примеров за 1 минуту).  Это требование появляется уже на втором месяце учебы. Причем материал усложняется каждую неделю, дети уже не просто решают примеры и вписывают ответ, а должны вписать пропущенное слагаемое или вычитаемое, например, а то и неизвестное уменьшаемое в примере с двумя вычитаемыми... Домашнее задание: обычно выполнение заданий в распечатке, дети должны знать и понимать(речь идет о первом полугодии первого класса!), что такое четные числа, нечетные, уметь выстраивать заданную последовательность чисел, решать примеры и задачи. Например, запиши наибольшее четное двузначное число меньше 20; напиши последовательность нечетных чисел больше 10 и меньше 20, начиная с большего и т.д. Причем часто материал дается учителем, но родители должны объяснить новую тему ребенку и закрепить ее.

Английский язык. Изучают по темам, в каждой из которых определенный набор слов и предложений, грамматические конструкции и правила. Дети учатся писать эти слова, должны знать их значения, уметь составлять диалоги. Тесты содержат задания на аудирование, на знание лексических значений слов, умение составить предложение, построить диалог и т.д.

В конце полугодия часовой тест по каждому из основных предметов. объем - 4 страницы формата А4, примерно 13-20 заданий, оценка по 100 бальной шкале. Отлично -более  91 балла, менее 70-ти - неудовлетворительно.

И это только первый класс, а дальше - больше: и домашних заданий, и выше требования, и сложнее материал, и объемнее тесты.

Каждая семья прикладывает максимум усилий, чтобы ребенок учился хорошо, ведь только в этом случае у него есть шанс поступить в хороший вуз, получить профессию и устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Тогда он сможет в старости содержать родителей и обеспечить безбедное существование себе.

Некоторые родители идут другим путем. Они отдают ребенка в профессиональную студию, спорт, находят хорошего педагога по музыке и т.д., и ребенок все свободное время (которого у обычных школьников очень мало) проводит в занятиях или тренировках. Цель -достичь наилучших результатов в выбранной отрасли. От этого очень часто страдает учеба в школе, но ради достижения желаемых результатов родители готовы на все. Те же, кто поставил цель добиться отличных результатов в учебе, обычно не отдают детей ни в какие студии и кружки.

Конечно, это характерно для больших городов, а в маленьких все гораздо проще - в классах по 60 человек и детям просто нужно научиться читать, писать и считать, а потом помогать родителям и продолжать дело семьи.

В таком подходе к образованию есть свои плюсы, и свои минусы, новое время диктует свои правила, и каждый подстраивается под них как может. Но в любом случае, определяющим фактором являются родители - только семья, ее установки, стремления и ценности формируют будущее ребенка.  Автор: Юлия Чапек - мама двух школьников, учащихся в китайской школе.


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи