Картина маслом — опять двойка.

19.01.2018

«Невнимательно работает на уроке», “отвлекается”, “домашнее задание выполняет недобросовестно” ... и жирная “двойка” рядом добавляет переживаний. Знакомая ситуация?

А ведь каждому родителю хочется, чтобы ребенок учился хорошо. Как исправить ситуацию: ругать, наказывать, пригласить репетитора…?

От простого к сложному

Чтобы решить проблему, нужно понять глубинные причины того или иного процесса.

У каждого человека есть потребности. Причем независимо от того, осознаем мы их или нет. Американский психолог Абрахам Маслоу сгруппировал все потребности человека и установил, что они взаимосвязаны друг с другом, образуют пирамиду, иерархию. То есть, человек не может испытывать потребности более высокого уровня,  пока нуждается в более простых вещах. Рассмотрим данную иерархию применительно к детям-школьникам.

  1. Физиологические потребности

Сон, еда, вода, кров — основные базовые потребности.

Сон

Жизненно необходимая функция организма.

Вспомните, когда ребенок был маленьким: новорожденным, младенцем, годовалым. Соблюдать режим сна было крайне важно.  Не вовремя лег спать, перегулял, не доспал —  и истерика вечером гарантирована.

И с поступлением в школу эта закономерность не меняется. Ученые подтверждают — чтобы ребенок был здоров, активен, хорошо учился — спать достаточно просто необходимо!

Школьнику нужно спать минимум 9 — 11 часов.  Чтобы ребенок без проблем встал в 6.30 утром, лечь нужно не позднее 19.30 — 20.30!

Еда

20% всей энергии, расходуемой организмом, потребляется мозгом. Главное питание для мозга — глюкоза. Но она расходуется очень быстро (уже за 4 часа после еды) и не сохраняется в клетках мозга.

Современные исследования показали, что после еды тесты на интеллект выполнялись лучше на десятки баллов! Вот почему крайне важно, чтобы школьник завтракал перед школой. И соответственно, если ребенок находится в школе 6—7 уроков, нужно позаботиться и об обеде тоже.

  1. Потребность в безопасности

Без взрослых ребенок еще не может прожить, он зависит от них и они влияют на него. Доброжелательное, уважительное отношения в семье, безусловная любовь и принятие, дают ребенку ощущение безопасности.

А постоянство условий жизни — режим дня, режим питания, равномерные нагрузки (не перегрузки и не пассивность) создают для ребенка чувство стабильности. Важно, что соблюдение режима в жизни ребенка дает ощущение покоя.

 

  1. Потребность в принадлежности

Человек существо социальное. И ребенку также важно  быть частью коллектива, быть принятым им. В группе сверстников ребенок будет учиться строить отношения, дружить, решать конфликты.  От того, займет ли он в нем комфортное для себя место, найдет ли контакт с учителем и одноклассниками, зависит, как будут развиваться его высшие потребности.

 

  1. Потребность в уважении, признании

Это и внешняя оценка, которую получает ребенок в коллективе, в семье, и самооценка, самоуважение.

 

  1. Познавательные потребности

(Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей).

Познавательные потребности: знать, понимать, исследовать. Вот тут для ребенка нужны хорошая память, внимание и мышление. Эти познавательные процессы  необходимы для обучения чтению, освоения математики и других предметов.

 

  1. Эстетические потребности

Потребность в гармонии, порядке, красоте, желание заниматься творчеством.

 

  1. Потребность в самоактуализации

Если все вышеперечисленное реализовано, хочется достигать большего, развиваться, самосовершенствоваться, заниматься творчеством, служением, поиском своего призвания.

 

Найти и обезвредить

Главное помнить — проблема не в самом ребенке, а у ребенка! И ему нужно и можно помочь.

Если применить эту пирамиду к жизни ребенка-школьника,  хорошо видно, где начинаются проблемы.

По-порядку анализируем каждый пункт:

  • здоров ли ребенок, достаточно ли он спит, правильно питается, налажен ли режим дня и т.д.; имеет ли ребенок достаточную физическую нагрузку и наоборот — нет ли чрезмерной нагрузки;
  • все ли в порядке в отношениях: какой климат в семье, какие отношения у него сложились в коллективе, с учителями;
  • сформировалась ли адекватная самооценка;
  • достаточно ли развиты у школьника основные познавательные процессы: внимание, память, мышление;
  • сформировалась ли у ребенка учебная мотивация.

Конечно, теория Маслоу претерпевала критику, многие считают, что иерархия мотивов может нарушаться. Чем взрослее становится человек как личность, тем менее значимыми для него могут быть некоторые потребности.

Но когда мы анализируем поступки детей, пытаемся понять, что движет ими в разных ситуациях, эта пирамида может помочь: как инструмент, как подсказка, как алгоритм для анализа ситуации и поиска истины.

Проверьте, насколько удовлетворяются базовые потребности вашего ребенка. И вам станет понятно, как помочь ребенку, что изменить в его жизни, чтобы ему было комфортнее. Создайте базу и тогда возникнет необходимость в удовлетворении других, более высоких потребностей - потребностей в познании, развитии, творчестве.


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.