Как воспитать ребенка-оптимиста?

10.08.2014

optimist-bigКак жаль, что раньше я этого не знала. Думаю, что многие родители тоже так скажут, когда прочитают эту книгу-инструкцию.

Сейчас очень популярно направление позитивной психологии. И вот недавно мне посчастливилось прочитать книгу Мартина Селигмана «Ребенок –оптимист. Проверенная программа формирования характера» издательства  «Манн, Иванов и Фебер», Москва, 2014

Прочитала и поняла, что эту книгу надо прочитать всем родителям, которые хотят вырастить успешного ребенка. Это не просто книга, это - программа действий для родителей  по формированию успешного мышления ребенка, оптимистичного восприятия действительности  и умения противостоять трудностям жизни.

Мартин Селигман ( 12 августа 1942, Олбани, Нью-Йорк, США) — американский психолог, основоположник позитивной психологии, директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.

Первые свои психологические эксперименты  Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В процессе исследований он открыл  феномен  «синдромом выученной беспомощности», который проявляется  неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния.

Селигман обнаружил, что  не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, продолжали попытки. Именно они и заинтересовали профессора,  который  решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так, Селигман  пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.

О том, как формировать сознательный оптимизм у детей, М. Селигман  и написал в книге «Ребенок – оптимист. Проверенная программа формирования характера».

Книга  написана  в научно-популярном  стиле, но читается на одном  дыхании. Множество примеров из практики, которые постоянно приводит автор, помогают лучше понять  направление  мысли  и найти правильное решение в подобной ситуации. Конечно, исследования проводились в Америке,  где другой менталитет у людей и несколько иной стиль общения, но  подобные ситуации  происходят и в нашей жизни  практически повсеместно. Поэтому, методика воспитания оптимизма  Мартина Селигмана  будет прекрасно работать и  в нашем обществе.

Среди специалистов-психологов и педагогов существует мнение, что все, что мы делаем, зависит от самооценки человека. И, наверняка, вы слышали, как важно  повышать самооценку ребенка.  Именно поэтому не ставятся оценки в первом классе,  запрещается сравнивать ребенка с кем-то, чтобы пощадить чувства ребенка.

Мартин Селигман  в этой книге утверждает, что «придавая значение чувствам в ущерб  действиям (контролю ситуации, проявлению упорства, борьбе с огорчениями и скукой, преодолению трудностей и т.д.), родители и учителя воспитывают поколение детей незащищенными перед  депрессией». С.34

Сегодня считается, что заниженная самооценка является одной из  причин неуспеваемости.  Для повышения самооценки ребенку необходимо испытывать  моральное удовлетворение, осознавать свою значимость и ценность. А как это возможно, если «не существует эффективной техники обучения моральному удовлетворению без обучения успешным действиям»?

А когда вы обучали своего ребенка успешным действиям в случае возникновения трудностей?  По мнению автора книги, помогая ребенку в трудных ситуациях так, как мы обычно это делаем, мы и формируем ту обученную беспомощность, которая не даст возможности ребенку расти  самодостаточной личностью.

Мартин Селигман в процессе своих исследований пришел к несколько иному выводу: «Самоуважение – побочный продукт успешности. Если у ребенка есть самоуважение, оно обязательно приведет к новым достижениям».

Чтобы сформировать состояние успешности  автор предлагает « два способа  действия: превратить пессимизм в оптимизм и сменить ощущение беспомощности на чувство контроля над ситуацией» с. 43

В книге автор дает подробные инструкции по реализации двух этих способов. А для того, чтобы можно было от чего-то оттолкнуться и позже сравнить результаты, в книге даются тесты на определение уровня оптимизма и  склонности к депрессии.

Важно, что эти инструкции рассчитаны на  родителей и на детей.  Вы поэтапно формируете оптимистичный взгляд на жизнь у своего ребенка и сами начинаете думать и действовать  оптимистично.

Интересно, что некоторые задания, которые дает автор книги, сделаны в виде комиксов. Ребенок  в процессе занятия  рассматривает  и  дорисовывает картинки, еще лучше проникает в мысли и чувства героя, учится вставать на место другого и выражать свои мысли и чувства словами. Согласитесь, что такое не каждому взрослому по плечу.

Очень важной, на мой взгляд, является глава Как развить социальные навыки ребенка. Здесь автор очень доходчиво и просто показывает, как можно научить общению со сверстниками  и умению решать проблемы. Кстати, 5-шаговый алгоритм решения проблем одинаково успешно подойдет и взрослым, и детям.

Предвидя возражения  «Мой ребенок и так успешно общается с другими», хочу отметить, что очень многие ссоры, обиды, неприятности в коллективе детей  возникают именно потому, что ребенок не умеет правильно общаться.  Помните, сколько раз приходил ваш школьник со слезами потому, что его кто-то обидел, дразнили в школе, отругали, по его мнению, ни за что.  А ведь многих таких неприятных ситуаций можно избежать, если научить ребенка этому 5-шаговому алгоритму.

Мартин Селигман дает  готовую программу, прежде всего родителям, благодаря которой можно воспитать ребенка –оптимиста, ребенка, который получит «прививку от депрессии», что обеспечит его успешность и во взрослой жизни.

Эта книга будет очень полезна учителям, психологам и родителям. Благодаря этой программе взрослые  покажут ребенку, что результат любого  действия или события зависит, прежде всего,  от его мыслей, научат его эффективно действовать в любой ситуации.  «Прививая своему ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. Вы формируете у него  активную жизненную позицию, которая не позволит покорно подчиняться обстоятельствам.» с.318

Рекомендую!  "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" М.Селигман

 

 


Комментарии к записи "Как воспитать ребенка-оптимиста?"
Перейти к форме комментирования
  1. Срочно нужно покупать эту книгу!
    У взрослых порыв -все бросить и бежать- после неудач бывает часто, а детям с таким настроением вообще не справиться! Обязательно нужно этому научить ребенка, если хотим сделать его успешным!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.