Развиваем внимание дошкольника

04.04.2012


Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?

В различных психологических  учебниках можно найти такое трактование  этого понятия:

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом,  так как не может проявляться вне других процессов.  Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:

1) отбор значимых  сигналов  и игнорирование несущественных, побочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.

К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Если внимание – приобретенное свойство, значит,  его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений.  Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

Сразу хочу Вас успокоить.  Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»

Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.

Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку…  А  Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря!  Всех  прохожих вы можете использовать  для интересной игры «Кто внимательнее?»

Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц,  и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.

Сели в маршрутку или  троллейбус. Спросите и ребенка:  «Какого цвета эта маршрутка?»

Выйдите  из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или  какого цвета там дверь?  Или сколько окон было в магазине?

Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие  вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых. 

Вы можете играть так по-очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок.  Такие игры  носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки  и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.

Вы думаете, что это баловство?  А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает,  как губка, все, что замечает,  и учится замечать все больше и больше мелочей.

С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе?  Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.

Зачем это нужно? Хороший вопрос.

Во-первых, такие игры  развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке,  активируют различные познавательные процессы ребенка,  учат  воспринимать количество предметов целиком, без присчитывания по одному, а во-вторых,  Вы прекрасно проводите время, занимаете ребенка полезными развивающими  играми.  

 Желаю интересного времяпровождения!


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Развиваем внимание дошкольника"
Перейти к форме комментирования
  1. Татьяна, сослалась на этот пост в сегодняшней статье http://44konverta.com/. Большое спасибо за материал!

  2. Татьяна, спасибо за идею! Так просто и так интересно, а, главное, занимательно и полезно! Сегодня обязательно попробуем с дочками

  3. Внимание - очень тонкая и сложная функция. Если что-то болит, если мало энергии - внимание ослабляется. Очень важную и многогранную тему вы поднимаете, Татьяна, мне очень понравилась статья. Мне кажется, каждый родитель должен понять важность этой темы. Функции внимания - они действительно ключевые. Срочно нажимаю на все кнопочки)). Очень рада, что познакомилась с вашим сайтом!

    • Светлана, Я рада, что нашла единомышленника. Можно Вас так называть? Спасибо за поддержку!
      Кстати, я всегда с удовольствием захожу на Ваш сайт. Там очень много интересного. Я тоже рада знакомству с Вами и вашим сайтом.

  4. Я вот у своей развивала, развивала... Толку то. Такая невнимательная, поражаюсь просто иногда.

    • Невнимательность может быть по разным причинам. Но "вода и камень точит". Специальные упражнения будут развивать внимание ребенка и со временем нынешние проблемы сойдут на нет. Желаю успехов!

  5. Все более и более радуюсь, что мы нашлись (в смысле - Вы пригласили нас на свой блог:) Очень полезные сведения! Особенно ценно то, что это не бездумный пересказ - а советы специалиста! Спасибо!

  6. Внимание и внимательность, как мне кажется, два разных качества. Внимание - это сосредоточенность, а внимательность - умение откладывать, запоминать информацию, полученную из внешнего мира за определенный отрезок времени.

  7. Спасибо за дельный совет,обязательно поиграю в такие игры с детьми, особенно со старшей - она у нас не очень внимательная)

  8. Красавица 321 не могу войти в лабиринт

    • Эльмира, пароль неверный. Воспользуйтесь подсказкой. Для этого поставьте 3 ссылки на страницу Лабиринта в соц.сетях и напишите в комментариях. Вы получите пароль на свою почту. Желаю удачи!

  9. Присоединяйтесь к каталогу детских сайтов!

    Чтобы в него попасть нужно прислать следующие данный на адрес kuzmina.irina.perm@gmail.com : Ваше имя, описание сайта, ссылку на сайт. В теме письма напишите «Каталог». На главной странице своего сайта установите кнопку «Мир наших детей».

    И так, если Вас заинтересовало бесплатное размещение статей:

    - Вы выполняете выше указанные действия;
    - Присылаете мне на электронную почту kuzmina.irina.perm@gmail.com текст, ссылку и текст ссылки;
    - В письме указывайте раздел, в котором хотели бы видеть вашу статью.
    После просмотра статьи модератором вы будете извещены по электронной почте.

    Желаю Вам удачи!

  10. Интересная статья, очень полезная. Огромное спасибо. Приглашаю на свой сайт http://www.englishforalya.blogspot.com на котором вы найдете много интересного для обучения ваших детей английскому языку.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.