Звуковой метод обучения чтению

31.07.2011

 Этому методу обучения уже больше 150 лет. И сейчас, несмотря на множество новых методов обучения, традиционное обучение основывается на звуковом методе обучения чтению.

 

Педагоги и психологи обосновали целесообразность такого обучения чтению и внесли некоторые корректировки. Так возник звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, разработанный профессором Д.Б. Элькониным.

Звуковой метод  предполагает изучение звуков и букв, а затем слияние их в слоги и слова. Так учились читать наши бабушки и дедушки, родители и мы сами. Так учат читать  в школах и сейчас.

Обучение чтению звуковым методом не требует специальной подготовки или дополнительного оборудования, что значительно облегчает работу. Заниматься с ребенком можно и дома, и на даче, и на прогулке, закрепляя то, что выучили в детском саду или предвосхищая изучение букв. Удобно и то, что заниматься можно, как в группе, так и индивидуально и начинать занятия можно в любом возрасте и в любое время.

 

Даже если Вы, по какой-то причине не добьетесь желаемого результата, то в школе ребенок, продолжив обучение по этой же методике, быстрее и легче освоит грамоту.

 

Перечисленные выше преимущества оказывают влияние на многих родителей и большинство выбирает этот метод обучения. В то же время, хочется отметить, что это не единственный метод обучения чтению и далеко не всегда он бывает лучшим, но зато знакомый  и удобный.

 

Немного из истории звукового метода обучения чтению.

В середине XIX века педагоги обучали детей с помощью буквослагательного метода. Вспомните, как назывались буквы в древне-русском языке:  Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, и т.д. И детям надо было выучить все эти буквы, а затем выучить слоги. Конечно, понять ребенку, что буквы Добро и Аз читаются «да» было очень трудно. Поэтому и обучение грамоте было очень трудным делом и длилось  долго, не один год.

 

Со временем, русские педагоги стали искать замену этому трудоемкому методу обучения. К.Д.Ушинский предложил звуковой метод обучения грамоте, заимствованный из Германии. Обучение строилось на выделении отдельных звуков, а затем образование из них слова.  Все это происходило почти так же, как учим мы сейчас.

 

Свой значительный вклад внес Л.Н.Толстой. Вначале он обучал детей с помощью буквослагательного метода, но затем признал его трудным и создал слогослуховой метод. По мнению Л. Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам.  Великий писатель и педагог ввел добуквенные упражнения, которые развивали фонематический слух, восприятие и произношение. Кроме этого, он произвел революционный прорыв, создав свою «Азбуку», где тексты для чтения были написаны с учетом возраста и интересов детей и шли от простого к сложному.

 

Традиционный метод обучения чтению возник как буквослагательный, а затем в процессе эволюции превратился в звуковой аналитико-синтетический метод, которым мы очень успешно пользуемся до сих пор.


Комментарии к записи "Звуковой метод обучения чтению"
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо, Татьяна! действительно хороший метод обучения чтению (частично проверенный и на моем опыте). Ребенку действительно легче сначала научиться анализировать слово на слух вместо того, чтобы читать что-то вроде: "эмаэма" и "эсырэ"...

  2. Да, вот это статья, давно такого не читал, спасибо. Автору респект!

  3. хорошо!, все бы так писали.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи