Методика Зайцева

11.08.2011

В настоящее время существует много новых методик обучения чтению. И одной из таких методик является методика Н.А.Зайцева. Есть различные школы, где обучают малышей по методике Зайцева, многие занимаются самостоятельно. Что же это за методика и чем она интересна?

 

Известный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев рекомендует отказаться от традиционного звукового метода обучения чтению, т.к. считает, что он негативно отражается на психомоторном развитии ребенка.  Взамен  педагог предлагает свою, авторскую методику обучения чтению.

 

 Выросший в семье сельских учителей, Николай Александрович в выборе специальности не  сомневался. После окончания педагогического университета им Герцена, он был направлен переводчиком в Индонезию. Его задачей было как можно быстрее обучить русскому языку взрослых людей. Зайцев на ходу изобретал новые методы, специальные таблицы и с этим заданием справился блестяще. Чуть позже он перешел на обучение чтению дошкольников. С помощью его кубиков, игр и таблиц  дети начинали читать очень быстро даже в самом раннем возрасте.

В процессе работы, Зайцев пришел к выводам:

  • Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
  • Читать по слогам сложно. В русском языке слог может состоять как из 1, так и из 5-6 и даже 10 букв. Прочитать такие слова трудно даже взрослому, не то, что ребенку.
  • Человек учится сначала писать, а не читать. Писать имеется в виду – превращать звуки в знаки. Это как раз и происходит, когда малыш складывает из кубиков слова.

 

На основании своих выводов, Зайцев создал свою систему обучения чтению, где основной единицей речи является склад.

 

Если Вы когда-нибудь просили ребенка назвать первую или последнюю букву в слове, то, как правило, он называл не букву, а слог или несколько звуков вместе. Попросите сказать, на какую букву заканчивается слово «белка» и услышите, что на букву «ка». А начинается на букву «бе». Это мы с Вами знаем, что таких букв нет, а ребенку очень трудно вычленить один звук, гораздо проще услышать и выделить слияние согласной и гласной. Такое слияние  не всегда является слогом, поэтому Зайцев дал такой единице речи свое название – склад. Это та часть слова, которая легко вычленяется и произносится:   слияние согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака или даже одна буква.

 

Пользуясь этими складами, ребенок начинает составлять слова.

Почему  именно так?  Да просто потому, что это более естественно для нашей речи. Вы когда-нибудь говорите побуквенно, произнося каждый звук отдельно?

Ученые, занимающиеся проблемами речи, установили, что звуковой принцип обучения чтению расчленяет звукоречевой код на отдельные элементы. Такая методика негативно сказывается на речевом развитии ребенка. Мы сами создаем трудности ребенку, а потом пытаемся их преодолеть.

 

И если обучение в школе построено по звуковому принципу, то, во всяком случае, оно рассчитано на детей 6-7 лет. Когда начинают учить по звуковому методу детей 2-3 лет, то очень часто, сами того не ведая, родители или воспитатели создают ситуацию развития ранних психических нарушений.

Так учимся писать

 

У ребенка еще не развито абстрактное и аналитическое мышление, которое необходимо  для изучения букв и звуков.  В тоже время, у него обостренное восприятие сигналов, поступающих через органы чувств. На это и сделал упор Зайцев, создав специальные кубики. По его  методике  главный упор делается на зрение, слух и тактильные ощущения ребенка.

 

Всегда найдется ложка дегтя. Вот и в  методике Зайцева тоже есть не только плюсы, но и минусы:

  •    >  Обучение по методике Зайцева требует специального дорогого оборудования и подготовки.
  •    > Чтобы эффективно и правильно работать, надо сначала самому хорошо изучить методику обучения.
  •     > Методика лучше работает в группе. Один ребенок требует еще больше усилий, чтобы появился дух соревнования, игры.
  •     > Логопеды и дефектологи отмечают, что часто такие дети испытывают трудности в обучении языку в школе. Им трудно разобраться в составе слова, сделать звуковой анализ слов.

 

Несмотря на минусы, эта методика обучения активно используется и  дает хороший результат. Используя этот методику обучения чтению, можно научить читать любого ребенка даже в раннем возрасте.


Метки записи:  
Комментарии к записи "Методика Зайцева"
Перейти к форме комментирования
  1. По методике Зайцева наше ДОУ работает уже более 15 лет. Да соревновательный интерес это главное. Приходя в первый класс наши дети уже читают и им не составляет никакого труда освоить звуко-буквенный анализ. Пробудив интерес детей к чтению мы спокойны за них в жизни.

  2. Читаю все материалы, что-то обязвтельно пригодится.
    С методикой Зайцева знакома, не могу сказать, что в восторге.
    Считаю, что нужно выбирать по крупинкам то, что близко мне, что я и делаю. ваш тренинг мне понравился.
    С уважением Л.

    • Лора, согласна с Вами, что со всех методик надо выбирать лучшее. Любая, даже самая продвинутая методика, имеет свои плюсы и минусы. К тому же, ее надо адаптировать под конкретные нужды и возможности, что мы и делаем, отбирая нужные крупинки.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.