Как мы читаем? Интересные факты о чтении.

06.11.2012

Когда-то давно каждый из нас научился читать.  За годы тренировок, а у нас ни один день не обходится без чтения, этот навык настолько закрепился и автоматизировался, что мы просто не замечаем, как это делаем. Читаем и все.  

Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было учиться читать и какие чувства мы испытывали, когда приходилось читать много непонятного текста.  Мы просто не может себе представить, как это трудно – понять, какой же смысл  спрятан в этих 8-10 словах, которые называются предложение.

Несмотря на то, что ни дня не проходит без чтения, мы, оказывается, многого о чтении не знаем.

Предлагаю Вам познакомиться с интересными фактами  о  чтении.

Какой может быть скорость чтения?  Поверяя технику чтения  школе, учителя ориентируются на установленные министерством образования нормы чтения.  В зависимости от возраста ребенка и программы обучения,  нормы техники чтения изменяются, но на конец 4-го класса  техника чтения должна быть 120-140 слов при чтении вслух. А сколько же может прочитать взрослый человек при чтении вслух?

Оказывается, что не намного больше, чем ученик 4-го класса. Максимальная техника чтения вслух составляет от 200 до 250 слов в минуту. Большинство людей читают очень медленно 180-220 слов в минуту.

При такой технике чтения, человек может прочитать и 500 слов в минуту, если будет читать молча. Причем, техника чтения при чтении молча  может достигать и 10 000 слов в минуту и даже больше. Но так читать может только человек, владеющий  скорочтением.

 

Вы задумывались когда-нибудь, как движутся наши глаза при чтении? Вы думаете, что они  скользят по строчке? Так все думают, но на деле совершенно по-другому. Наши глаза не двигаются плавно по строке, а совершают небольшие скачки по строке и остановки.

Глаза  человека, читающего со средней скоростью, делают на одной строке 12-16 остановок, а быстро читающего – 2-4 остановки.

При медленном чтении глаза совершают возвратные движения по строке – регрессии. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15. За счет регрессий, глаза пробегают расстояние в 12 раз большее, чем необходимо.

Совершая скачки по строке, глаза делают остановку и фиксируются на каком-то объекте. Конечно, мы думаем, что во время фиксации глаза смотрят на одну и ту же букву. Но на самом  деле это не совсем так.

Оказывается, что 53% времени глаза действительно смотрят на одну и ту же букву, а 47% - на  разные.

Причем, даже в том случае, когда глаза смотрят на  разные буквы, мозг все равно их объединяет и получает одну цельную картинку.

При быстром чтении  глаза утомляются намного меньше, чем при медленном.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего  -  200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).

Исследования показывают, что 4–6 лет – самый благоприятный возраст для обучения ребёнка чтению. После 6–7 лет научить читать сложнее

Согласно исследованию Йельского университета, три четверти учеников, которые плохо умеют читать в третьем классе, останутся такими и в средней школе.

Эти факты не только для ознакомления.  Зная их, мы можем избежать многих  ошибок в обучении ребенка чтению.

А какие Вы интересные факты о чтении знаете?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Как мы читаем? Интересные факты о чтении."
Перейти к форме комментирования
  1. В статье содержится много интересной информации.
    Но по-моему при чтении основное время уходит на осмысление прочитанной информации. Поэтому быстрее читают люди, которые вообще быстро мыслят

    • Светлана, Вы правы, Но если мы говорим о детях, которые учатся читать, то у них значительная часть времени уходит на слияние букв в слово и слов в предложение. У взрослых это уже происходит автоматически, поэтому большая часть времени уходит на восприятие текста.
      В любом случае, быстрее читают те, кто быстрее думает. Но ведь это можно тренировать! Увеличив скорость мышления и объем памяти, мы значительно улучшаем и качество, и технику чтения. Так что все взаимосвязано и взаимозависимо.

  2. Интересная статья, спасибо. И блог у вас интересный. Я только с ним познакомилась. Буду читать 🙂

  3. Очень интересно, большое спасибо. Я чувствую, что с какого-то возраста (думаю, со студенческих лет, но точно не знаю) стала читать медленнее, скорее всего как раз усилились регрессивные действия. Может быть, психология - появился комплекс "непрочитанности слова" и, соответственно, возвраты. Может быть, не концентрируюсь в достаточной мере. Проблемы в этом нет (вроде бы), но статья ваша отозвалась и заставила задуматься о взрослых проблемах (хотя вы пишете о детских). Спасибо!

    • Светлана, а ведь такие проблемы есть почти у всех взрослых. Мы читаем так, как научились в школе и даже медленнее. Ведь у взрослых никто не проверяет технику чтения и понимание текста. Зачем стараться? А ведь можно читать гораздо быстрее, но для этого надо приложить старания и научиться.

  4. Пыталась овладеть техникой скорочтения по самоучителю, но не хватило терпения и времени.

    • Так часто и бывает. Очень трудно заставить себя что-то делать регулярно, особенно, если нет контроля извне. Здесь все зависит от мотивации. Видимо, не было необходимости в этом.

  5. Отличная статья! Прочитала с огромным интересом. К сожалению, интересных фактов о чтении не помню. Знаю только, что техника скорочтения не безопасна. Я когда еще была студенткой, нам предлагали овладеть скорочтением, но тут же предупреждали, что с такими навыками мы можем навсегда потерять возможность наслаждения слогом художественной литературы. Сейчас мне было бы очень интересно встретиться с теми, кто успешно закончил курсы скорочтения и узнать правильно ли нас предупреждали. Но...связи утеряны.

    • Светлана, каждый ребенок учится сначала ходить, а затем бегать. Но это не значит, что научившись бегать, ребенок будет бегать все время. Человек, в зависимости от ситуации, может и ходить, и бегать. Так и в чтении. Скорочтение необходимо при чтении определенной и специальной литературы, а обычное чтение, но все равно гораздо быстрое, чем у рядового читателя, при чтении художественной литературы. Я думаю, что так могут говорить люди, которые не понимают, что такое скорочтение или его противники.
      Хочу заметить, что на этом блоге я не учу скорочтению! Я показываю, как развивать технику чтения, учить ребенка читать быстро и с хорошим пониманием текста. А это еще не скорочтение! Скорочтением занимаются со старшими детьми, но не в начальной школе.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.