Если хотите научить ребенка читать. Важные правила обучения чтению.

24.08.2012

Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляет родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»?  И чуть ли не с рождения, родители начинают интересоваться этим вопросом. А некоторые уже в 6-9 месяцев  предпринимают попытки к обучению чтению.

Не буду сейчас говорить о пользе и вреде раннего обучения чтению. Сегодня я хочу обратить внимание родителей на важные правила обучения чтению.

Независимо от того какой методикой обучения чтению  Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать  правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след  и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы.

Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы  научить ребенка читать.

 

Важные правила обучения чтению.

Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!

Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв.  Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.  Ребенок, когда учится читать,  читает  только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ».  Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете  ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.

Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому  лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.

Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь  учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена родителей , любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему.

Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.

Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.

Время чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются  каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.

Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить  любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.

Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и результаты Вас обязательно порадуют. 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Если хотите научить ребенка читать. Важные правила обучения чтению."
Перейти к форме комментирования
  1. Очень интересная консультация и для родителей и для воспитателей

  2. Здравствуйте! Я тоже разместила ссылку на этот материал у себя на страничке в Г+, но не получила книгу о Буквоежке. Очень хочется!)

  3. Татьяна, здравствуйте! Разместила ссылку на вашу статью на своей страничке Вконтакте, а вот ссылка на "Проделки Буквоежки" у вас уже устарела 🙁 Можно как-то получить книгу?

  4. Добрый день, Татьяна! Спасибо за советы. Воспользовалась ими и распечатала памятки для родителей своих первоклашек.

  5. У нас уже есть первые успехи 🙂 Правда пока немного медленно и по-"складам", но зато теперь начинаем читать скази себе сами

  6. кликнула по кнопкам, а книги не получила

  7. Спасибо, Татьяна! Очень полезные правила. Разместила эту ссылку в 3-х соц. сетях.

  8. Очень важен именно игровой момент, согласна на все сто! ))

  9. Спасибо за ценные советы, мы как раз в том возрасте, когда пора начинать учиться читать. Обязательно воспользуюсь всеми вашими рекомендациями:)

  10. У нас дочь в гимназии училась читать по похожей методике. Букварь прошли они за три месяца. Много времени уделяли играм по фонетике.

  11. Мой ребенок учится в вальдорфской школе. И в саду там был. Очень интересные методики у нас. Кое-что похоже на ваши рекомендации, кстати.

    • Алиса, было бы интересно узнать подробнее о школе, где учится ребенок. Не теории, ее можно прочитать, а именно впечатления родителей и результаты ребенка.

  12. Спасибо. Действительно, важен именно момент обучения. Таким же образом можно учить и иностранный язык и желательно тоже в раннем возрасте. Можно даже параллельно с родным языком, хотя тут играет роль момент погружения в языковую среду. Твит.

  13. Отличная статья. Мне очень помогла разобраться в некоторых вопросах. Например, я мучилась сомнениями относительно времени занятий с ребенком. Узнала, что сделала ошибку, когда учила с дочей буквы, называя ей не звук и именно букву. Жаль, что теперь уже поздно. Зато я убедилась, что правильно ей читаю, когда произношу все звуки буквально - Я читаю именно кОрова или Что, а не Што. Словом, статья очень полезная! Огромное спасибо, Татьяна! Буду рада новым советам. Они всегда только в помощь! Еще раз спасибо!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.