Проверка техники чтения в школе и дома

27.01.2013

Какими только словами не ругают технику чтения? Некоторые родители считают проверку техники чтения пережитком прошлого и совершенно ненужным «выравниванием всех детей под одну гребенку».   Радует, что среди читателей блога таких родителей мало. Недавно проведенный опрос читателей показал, что большинство родителей понимают важность техники чтения и многие проверяют ее дома самостоятельно.

Часто ребенок показывает дома одни результаты техники чтения, а в школе совершенно другие, как правило, значительно ниже. Но это вовсе не означает, что в школе занижают результаты, придираются, а просто проверяют по-другому.

Сегодня, отвечая на вопросы читателей,   расскажу, как проверять технику чтения ребенка дома.

Для проверки техники чтения вам понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Отлично подойдут песочные часы на 1-2 минуты, кстати, купить их можно в медтехнике,  бывают в аптеке. Заранее надо подобрать текст, который ребенок будет читать. Для проверки  техники чтения берется незнакомый ребенку текст. Надо обратить внимание на шрифт, размер букв и структуру текста. Предложения в тексте (для 1-2 класса) должны быть простые и короткие, без сложных оборотов и большого количества запятых. Слова должны быть знакомы ребенку. Не стоит брать текст, в котором много длинных прилагательных, редко употребимые слова, есть диалоги. Текст  для проверки техники чтения не должен содержать лишних рисунков, так как это отвлекает внимание ребенка.

Перед чтением надо нацелить ребенка на быстрое чтение  (не обязательно читать выразительно, главное - быстро).

В процессе чтения ребенку надо следить по тексту карандашом или указкой, чтобы не потерять строчку. Если ребенок ошибается, ставит ударение не там, где надо, неправильно произносит буквы, исправлять  нельзя. Вы просто считаете слова, прочитанные с ошибкой, и потом вычитаете это количество из общего количества слов.

Отсчет времени начинается не со слова «начали», а с того момента, как ребенок начал читать. Вы говорите ему: «Читай», и ждете, пока ребенок начнет читать. С этого момента время и считается. Поэтому так удобно пользоваться песочными часами.

Некоторые дети очень медленно врабатываются, долго раскачиваются и к концу минуты они только начинают набирать скорость чтения. Таким детям лучше давать не 1 минуту, а 2. Потом результаты делим пополам и получаем скорость чтения.

После чтения задаем ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы понять, как он усвоил содержание прочитанного. Хорошо задавать вопросы «Почему?» и «Зачем?». Так мы  увидим, понял ли ребенок смысл текста, смог ли установить причинно-следственные отношения.

Не стоит ругать ребенка, если он ничего не понял или не смог вам рассказать. Этот результат показывает вам слабые места и говорит, что надо работать над пониманием текста.

А теперь приступим к подсчетам. Мы считаем все слова текста, и предлоги, и союзы. Если есть слова с переносом, то их считаем за 2 слова. Так же считаются слова с дефисом. Знаки препинания не считаются. Затем вычитаем количество слов с ошибкой, неправильно прочитанных и получаем результат проверки техники чтения.

Надо заметить, что результат может и должен колебаться. Это значит, что даже в один день ребенок может прочитать с разной скоростью. Это зависит от усталости ребенка, от его настроения, от качества текста и слов. Иногда бывает, что выбирая легкий текст, мы получаем результаты хуже, чем на другом, более трудном.

В таком случае, если вы сомневаетесь, вам не понравилось, как прочитал ребенок, дайте ему еще один текст после перерыва на 1 день   и сравните результаты. Среднее арифметической этих чисел и будет более точным показателем техники чтения.

Надеюсь, я подробно рассказала о проверке техники чтения дома. Если остались еще вопросы, пишите в комментариях. 


Комментарии к записи "Проверка техники чтения в школе и дома"
Перейти к форме комментирования
  1. На вебинаре было эхо и я ничего не слышала, как быть ? Очень хотелось бы послушать.Сообщите,пжл.,когда будете повторять.

  2. Татьяна, скажите пжл., а какие нормативы техники чтения для школьников начальных классов?

  3. Техника чтения (по моему мнению) не совсем понятный навык. Вот один ребенок читает медленно, вдумчиво, правильно с чувством, а другой летит по словам, глотает окончания, ничего не понимая из того, что прочитал. Так скажите мне какой смысл в данной проверке? Нагнать скорость? А зачем, если понимание отстает?

    Думаю правильнее говорить о синтетическом чтении - с пониманием прочитанного. если зацикливаться только на скорости, то можно серьезно потерять. В чем? Да вы обратите внимание на речь младших школьников. Отрывиста, горланиста, с обилием слов паразитов, порой без смысловых связок.

    • Я тоже с Вами согласна. Техника чтения - это не только количественный, но и качественный показатель. Какой смысл от быстрого чтения, если страдают понимание и выразительность? При проверке ТЧ количество прочитанных слов не является определяющим. Такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения. Техника чтения - это и скорость, и способ чтения, и осознанность, и правильность чтения.

  4. Спасибо

  5. Спасибо. Очень ценные советы.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.
Полезности
Облако меток
Последние записи