Предвосхищение или догадка

30.07.2011

Интересно, обращали ли Вы когда-нибудь внимание, что часто, прочитав 3-4 буквы слова, мы уже догадываемся, что это за слово. Услышав первые слова фразеологизма, пословицы или поговорки, мы уже знаем, о чем пойдет речь и иногда даже не читаем дальше, а просто пробегаем глазами. Вот это и есть предвосхищение, догадка или по-научному антиципация.

Антиципация (предвосхищение) – свойство нашего мышления, которое участвует во всех видах деятельности. И чтение здесь не исключение. Это свойство мышления основано на логическом, чувственном опыте человека и позволяет значительно быстрее достигать цели. К счастью, антиципация поддается тренировке и развивается с увеличением опыта человека.

Немного уточню, что скрывается за этим труднопроизносимым словом.  Если Вы услышите  первые звуки песни, Вы догадаетесь, что это за песня? Безусловно, сразу узнаете, если Вы ее слышали раньше и запомнили. Когда Вы услышали или прочитали первые слова пословицы "Мал золот..." , то наверняка догадались, что должно быть дальше. "Мал золотник, да дорог" - эту поговорку мы слышим очень часто и при первых даже не словах, а звуках, сразу догадываемся, какое будет продолжение.  Если мы читаем книгу и встречаем в тексте  Ганс Христиан, то следующее слово можно не читать, что мы и делаем, потому что знаем, что  должно быть слово  Андерсен.  Вот так и работает это свойство нашего мозга - антиципация или предвосхищение.

Как же это свойство мышления влияет на чтение? Умение быстро антиципировать буквы, слова и словосочетания непосредственно влияет на скорость чтения и осмысление, является основой беглого, правильного, осмысленного чтения.

Существуют определенные методики развития этого свойства мышления. Нас интересует только то направление, которое влияет на технику и качество чтения. Вот об этом мы и будем говорить.

Вспомним известную пословицу « Не так страшен черт, как его малюют». Она как нельзя лучше подходит нам. Не так это трудно и страшно, как может показаться. И многие развивают антиципацию, даже не зная этого понятия и методики, чисто интуитивно.

Антиципацию при чтении можно разделить на несколько этапов.

  •  ♦      Антиципация букв
  •  ♦     Антиципация слов и словосочетаний
  •  ♦    Антиципация текста

 

Когда у ребенка хорошо развито это качество мышления, то чтение будет более динамичным, осмысленным, глубоким. Уходят многие трудности в чтении, ребенку читать становится легко и интересно, соответственно повышается интерес к чтению. Безусловно, все мы понимаем, что хорошее чтение – залог успешного обучения ребенка.

Не буду вникать в теорию всех этих процессов, просто предлагаю Вам некоторые игры и упражнения на развитие этого свойства. Все эти упражнения лучше начинать с первых, более простых, а затем усложнять по мере отработки навыка.

Первое время может быть трудновато, особенно, если ребенок – первоклассник. Здесь не стоит торопить, а просто помочь и объяснить его задачу. Когда малыш поймет, становится интересно и часто дети сами предлагают поиграть в эти игры и играют с друзьями. Только не следует заставлять малыша, если он уже устал, постарайтесь не переусердствовать. Хорошего понемножку. В зависимости от возраста, уделяйте этим занятиям от 15 минут до 40. Детям 6-7 лет вполне достаточно 15-20 минут, иначе результат будет обратный нужному.

Кстати, эти упражнения можно выполнять между делом, в процессе выполнения домашней работы в качестве разрядки, при чтении книг, по дороге, в транспорте. Не все задания требуют привязки к столу и спокойной обстановки.

Пробуйте, учитесь, а если будут вопросы, обращайтесь.


Метки записи:  
Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.