Почему техника чтения не растет?

22.10.2012

Что делают родители для увеличения техники чтения ребенка? Заставляют ребенка читать в надежде, что от этого техника чтения  вырастет, и ребенок будет читать быстро и с удовольствием. Но почему-то очень часто такого не происходит. Ребенок под надзором родителей читает часами, а  техника чтения не растет и само чтение остается на уровне первого класса.

Чего не хватает этой технике чтения? Как ее вырастить? Этот вопрос мучает многих родителей и учителей. Ведь все взрослые прекрасно понимают, что от медленного чтения страдает не только чтение, но и все остальные предметы.

Умнй члвк нйдт вход из лбго слжнго плжния. Мдрй в этм плжнии не окжтся.  Ж.П.  Рихтер

Интересно, получилось у Вас прочесть эту фразу? Для проверки  в первоначальном виде прочитайте фразу в конце статьи.

Вы прочитали фразу благодаря удивительному свойству мозга – антиципации или предвосхищению.  Именно это свойство имеет огромное влияние  на технику  чтения и понимание текста. Конечно, с возрастом антиципация развивается, и мы все легче и быстрее читаем. Но ведь мы хотим, чтобы наши дети читали быстро и с хорошим пониманием текста сейчас, а не потом.  Значит, антиципацию надо развивать сейчас, начиная прямо с первого класса.

Антиципация возможно только тогда, когда мышление работает в продуктивном режиме. В таком случае ребенок опирается смысловую сторону текста, на содержание в целом, а не на  значение  отдельных слов. При таком чтении ребенок понимает смысл всего предложения целиком, ему легче понять, запомнить и установить причинно-следственные связи в тексте.

К сожалению, в школьных учебниках очень мало упражнений на развитие антиципации. Многие взрослые просто  не знают об этом свойстве мозга  и не понимают важность его  развития. И простым чтением текстов это свойство не разовьешь. Может поэтому многие,  даже хорошо подготовленные к школе ученики, застревают на одной величине  техники чтения  и дальше никак не могут сдвинуться. Их мозгу не хватает определенного толчка, развития той  системы действий, которая поможет быстрее и легче получать информацию из  букв и слов.

Есть много различных упражнений для развития антиципации у  детей и взрослых. Подробнее  об этих простых и очень интересных упражнениях расскажу на вебинаре  «Секреты техники чтения»  .  Чтобы получить ссылку на вебинар, пройдите на страничку вебинара и оставьте свои данные. Сразу говорю, что записи не будет,  и малоизвестные упражнения узнают только присутствующие  участники.

Вот та фраза, которая была в начале статьи. Правильно у Вас получилось?

Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется.  Ж.П.  Рихтер

Кстати, дети, которые занимаются по тем  упражнениям,  о которых будет речь на вебинаре,  читают намного лучше, чем остальные. Это подтверждает  моя личная практика и отзывы моих учеников

Свои вопросы или впечатления  пишите в комментариях 


Комментарии к записи "Почему техника чтения не растет?"
Перейти к форме комментирования
  1. Татьяна! К сожалению, наши часовые пояса не совпадают. Как получить всю информацию, которую вы подаёте?

  2. К сожалению вчера не была (дочка заболела).Надеюсь повтор будет, очень хочется. Заранее спасиюо!

  3. Татьяна, большое спасибо за вебинар! О такой работе со словами я не знала. Буду использовать со своим внуком по развитию техники чтения.

  4. Здравствуйте Татьяна! К сожалению я в списке не попавших на вебинар, надеюсь на встречу 4-6 декабря!

    • Наталья, надеюсь в начала декабря Вы сможете попасть. Я специально для Вас подробно расскажу малоизвестные техники обучения быстрому чтению.

  5. Здравствуйте Татьяна. Большое спасибо вам за ваши идеи. Я поняла что я требовала от ребенка слишком много,не понимая что для него это очень сложно.С вашими уроками я сама стала спокойней и вижу что у нас прогресс.Мы играем,но при этом мы еще и читаем.

    • Юля, я рада, что занятия в Школе чтения "Читалочка-игралочка" помогают и Вам, и вашему ребенку. Для этого Школа чтения и создана - помочь родителям быстрее и легче научить ребенка хорошо читать и развить его способности. Желаю успехов!

  6. Здравствуйте Татьяна. Я вам очень благодарна за ваши разработки, они очень помогают действительно улучшить технику чтения. Я по образованию педагог-психолог и ваши техники с удовольствием использую в своей работе. Если возможно ответьте на вот такой вопрос. Если ребенок читает быстро, но часто ошибается при прочтении окончаний или просто слова, нужно ли его поправлять во время чтения или лучше, чтобы он сам понял, что ошибся и прочитал снова. Но тогда не будет ли это фактором развития регресивного чтения. Спасибо!

    • Надежда, очень приятно слышать хорошую оценку моих материалов от коллеги. Спасибо. По Вашему вопросу, я думаю, что все зависит от самого ребенка. Если так получается постоянно, то надо развивать внимание ребенка к словам. При чтении, если ребенок ошибся, то стоит его вернуть, чтобы прочитал правильно, иначе смысл предложения будет искажен и чтение по догадке войдет в привычку. Регрессия все равно нужна, так что ничего страшного в возвратах я не вижу. Хуже, если ребенок читает невнимательно и допускает ошибки при чтении слов. Специальные упражнения с текстом для развития внимательности при чтении я давала на вебинаре и включаю в занятия Школы чтения. Заходите на блог, скоро добавлю эти упражнения и сюда. Желаю успехов!

  7. Здравствуйте, Татьяна. Вчера я не смогла попасть на вебнар, из-за проблем с техникой, скорость очень низкая. Надеюсь к следующему все исправится. Прошлый вебнар, был очень информативен и жаль, что не попала на этот, но что поделаешь...

    • Да, техника любит подводить в самый неподходящий момент. Ну что ж, ждите следующего вебинара и пользуйтесь материалами на блоге. Успехов!

  8. Спасибо огромное за очень интересный вэбинар, узнала много полезных игр для развития у ребенка техники чтения, спасибо

  9. Татьяна, я, наверное, такая неграмотная - все время нахожу у вас то, что меня очень сильно удивляет и открывает глаза. И опять понимаю, что речь у вас все время идет об очень важных вещах. Ссылочку на статью взяла в группу, ладно?

    • Светлана, глядя на Ваш сайт, можно с уверенностью сказать, что определение "неграмотная" к Вам никакого отношения не имеет. Я тоже часто у Вас нахожу много нового и интересного.
      Я рада, что мои материалы интересны и полезны другим.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.