Ох, уж эта техника чтения!

09.09.2012

Пришел сентябрь и начались школьные будни. В первые учебные дни в школе идет повторении и проверяются остаточние знания. Знания, которые остались в головах детей после долгого беззаботного лета. И конечно же, в начальной школе мы проверяем  технику чтения. Проверяем и ужасаемся.

К сожалению, результаты не радуют. И это несмотря на то, что летом дети прочитали всю предложенную литературу. Причем, техника чтения за лето не то, что не выросла, она резко упала. И так бывает каждый год.

Родители в недоумении. «Все лето читали. Я заставляла читать каждый день по часу. Прочитали все книги по списку и даже больше. А техника чтения ниже нормы и никак не растет. Что делать?»

Такая ситуация знакома многим родителям. Кто-то начинает ругать школу, что слишком много требуют от детей. Кто-то предпочитает пустить все на самотек, оправдывая себя тем, что все очень индивидуально и нечего всех детей подгонять под одну мерку.  Кто-то усаживает ребенка за книгу и заставляет читать чуть ли не до посинения. А результат все равно никакой.

"Может, вообще убрать из школьной программы эту технику чтения? Пусть читают дети, как читается. Зато стрессов у ребенка и родителей  будет меньше. Все равно она никому не нужна." -  предлагают  те  родители, чьи дети читают  ниже нормы.

Давайте подумаем, для чего нужна техника чтения.   Техника чтения показывает, сколько слов может прочитать за минуту ребенок и как он понимает прочитаное.  Установлены нормы техники чтения по классам  с учетом возможностей ребенка и объема того материала, который ребенку надо усвоить. 

В первом классе ребенок только учится читать, поэтому официально техника чтения не проверяется, но многие учителя проверяют ее для себя, чтобы знать возможности ребенка. Начиная со второго класса техника чтения проверяется 2-3 раза в год. Таким образом мы стимулируем учеников все время повышать технику чтения, читать быстрее и лучше. Вы хотите  спросить, зачем это надо? 

Прежде всего, надо знать, что  ребенок, который читает медленно 20-40 слов в минуту, очень плохо понимает смысл текста или понимает частично. Наверняка, Вы не раз замечали, что первоклассник дочитав предложение до конца, не может сказать о чем он прочитал. Даже связать слова в предложение не может. Он понимает только отдельные 2-3 слова.  А в учебнике математики задачи состоят из 15-30 слов. Мало того, что ребенок будет читать такую задачу больше минуты, так он еще и ничего не поймет. Как же тогда решать?

Так из-за медленного чтения страдает не только само чтение, но и все остальные предметы. А это значит, что низкая техника чтения не позволит ребенку учиться успешно. И, если в начальной школе ребенок еще может как-то выехать даже при невысокой технике чтения, то придя в пятый класс, он съедет в учебе очень сильно.

Психологами давно доказано и подсчитано, что среди детей, которые укладываются в нормы техники чтения или читают  больше нормы,  учатся успешно более 54 %, а среди медленно читающих только 4%. Остальным не дает учиться успешно  плохая техника чтения.

Вывод напрашивается сам по себе: технику чтения необходимо развивать прямо с первого класса, закладывая основу для успешного обучения своего ребенка.

Как развивать технику чтения – это тема отдельного разговора. Во второй половине сентября Вы сможете узнать все секреты повышения техники чтения на вебинаре  «Секреты  техники чтения». 

Чтобы получить ссылку на вебинар и  узнать секреты техники чтения,  запишитесь на вебинар прямо сейчас. Оставьте свои данные, чтобы я знала, куда прислать ссылку на вебинар "Секреты техники чтения"



 


Комментарии к записи "Ох, уж эта техника чтения!"
Перейти к форме комментирования
  1. У меня с младшей дочкой происходило так же, как и у Зои. Чем больше мы занимались, тем хуже были результаты. Дочка нервничала, старалась изо всех сил читать быстрее, сочиняла на ходу. На собрания не хотелось ходить. Все хорошо, как только заходит речь о скорости чтения, нас ругают. Учитель обещала, что дочка будет плохо учиться из-за скорости чтения. А она у меня училась прекрасно и математика была у нее любимым предметом и в институт поступила и закончила его.

    • Елена, это прекрасно, что дочка справлялась с математикой и другими предметами. Но представьте, скольких трудностей можно было бы избежать, если бы девочка читала быстро! И возможностей было бы тоже намного больше. Можно подниматься на 9 этаж пешком, а можно - на лифте. Как лучше?

  2. http://www.odnoklassniki.ru/aleksandra.protasova2/links?st.cmd=userLinks
    http://vk.com/feed
    https://www.facebook.com/alexandra.protasova.73

  3. Татьяна, ссылки поставила
    http://vk.com/id133762728
    https://www.facebook.com/svetlana.ilyutina
    https://plus.google.com/u/0/115062875865485388279

  4. Думается мне, тут многое зависит от внимания. И после лета техника чтения проседает именно от несобранности, а не от того, что дети забыли, как читать.

    • За лето дети не забыли, как читать, но потеряли скорость чтения. Следовательно, текст будет прочитан медленно и невнимательно, что добавит трудностей на всех уроках.

  5. Это проблема наверное всех родителей, они хотят, чтобы детки умели читать быстро и много, а в итоге, ребёнку это только не в пользу.

    • Это зависит от того, какими способами достигается желаемое. Если ребенка просто заставлять читать много, то он навряд ли полюбит чтение. Но ведь можно это сделать так, что ребенок будет читать с удовольствием.

  6. Какая все-таки сложная тема! Знаете, я сужу по своей дочке. Ей 6 лет. Она читает Питер Пена по страничке в день. Заметила интересный факт - если глава интересная, но она прочитывает слова быстрее. По слогам, но все-таки быстрее. Иногда она останавливается, возвращается и перечитывает. Вот здесь теряется время. Но зато пересказ текста более подробный и живой. Так что, на мой взгляд, все начинается с интереса. Его нужно нащупать. Я искала мультики про пользу чтения, сказки. Например, в Незнайке Игоря Носова есть глава про то, как Незнайка учился читать. Или у Маршака есть стихотворение "Лодыри и кот". На детей такие произведения действуют положительно.

  7. Очень наглядно можно показать ребенку, что технику чтения не сложно увеличить: берем песочные часы "минутку" (как они их любят!) и ребенок читает соответствующий текст (короткие предложения, достаточная величина шрифта). Отмечаете карандашиком, сколько он прочитал слов за минуту. Затем повторяете процесс на этом же тексте сначала. Отмечаете даже половинку слова. Затем третий раз. Сравниваете показатели. Помогите ребенку сделать вывод, что его скорость увеличилась, потому что он прочитал не один раз, а несколько. Повторите проверку техники чтения через неделю-две предварительно оговорив с ребенком дату. Тем самым вы будете стимулировать интерес и ребенок заметит прогресс. От скорости чтения очень много зависит. Ведь пока медленно читающий ребенок осилит текст задачи, быстро читающие дети ее уже решат. И может сложиться комплекс у такого ребенка, что он не силен в математике.

  8. Со старшей дочерью были проблемы в гимназии по технике чтения. Помню, как мы читали один и тот же текст по несколько раз. Так наращивали технику чтения. Это был один из методов, который нам рекомендовала логопед.
    Показатели , конечно улучшили, но дочь до сих пор читает не быстро. Хотя прекрасно закончила школу, университет. Сейчас учится в аспирантуре. Но она дотошный человек, будет читать, изучать, пока не поймет.

  9. подсовывать и рекламировать интересные книжки, проверенные интересные. Читать вместе с ребенком по очереди, как способ научить любить книги и тянуться к ним. В конце концов личный пример: где читают родители, там тянутся к книгам и дети (хотя это не 100%й факт).

  10. Верно, читать надо то, что полагается ребенку по возрасту, а не то, что модно. К тому же, длительное чтение лишает ребенка полезных и просто необходимых для него игр.

  11. Нужно больше читать, вот и весь секрет, только книги нужно подсовывать интересные, а не те. что по программе полагаются.

    • Если ребенок читает медленно, то никакая самая интересная книга ему не будет в удовольствие. Любое чтение для такого ребенка - тяжелая работа. Только мы, взрослые, часто этого не понимаем и начинаем заставлять читать больше. И получаем отвращение к чтению вообще.

  12. А вот "много" совсем не означает, что это будет полезным для социалиазации. Дети на год раньше идут в школу, в садике последний год - учебный; детство укоротили, на сказки времени почти не осталось...

  13. Читать надо много. И дело не только в технике чтения. Чтение - это грамотность.

    • Правильно, но медленно читающий ребенок прочитать много не сможет. Вот и весь секрет. Чтобы читать много и с удовольствием, надо читать быстро.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.