Если ребенок читает по слогам.

27.04.2018

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу  ребенка  при чтении  необходимо выполнить  несколько процессов: не только узнать буквы и  произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.  

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем,  не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона  чтения  уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?

В этом случае просто  заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро  прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно?  Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное — одномоментное — узнавание графического материала, т. е.  слов.   О.А. Кузнецов,  Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов.  И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем  на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет.  2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем  только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н.  4) читаем разными голосами,  с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее. 

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать. 

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты - девочки читают правильно,  а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись. 

Можно читать через слово - одно слово из столбика читаем правильно, а следующее, как Вреднючка. В таком случае мы еще и тренируем внимание ребенка. 

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах.  Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти  спрятанные слова. К тому же, это отличная тренировка внимания. 

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами. 

Много других упражнений можно узнать на тренинге "Все секреты быстрого чтения":

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще  и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием.

А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Если ребенок читает по слогам."
Перейти к форме комментирования
  1. Материал, на мой взгляд, очень полезный и необходимый не только учителю, но и родителю, особенно тому, кто заинтересован в обучении чтению. Спасибо!!!

    • Елена, благодарю. Мои материалы и предназначены, прежде всего, для родителей. Учителям многое, скорее всего, знакомо и используется в работе. Родители же часто не видят "внутреннюю кухню" обучения, а ведь от семьи очень сильно зависит обучаемость ребенка.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.