Учим буквы играя.

14.08.2011

Маленький ребенок  еще не способен учиться, но может многое запомнить и понять, если все происходит в игре. Поэтому и раннее, дошкольное обучение  чтению,  знакомство с буквами обязательно должно быть в виде игры. Вот несколько игр с буквами для  ребенка.

 

Выкладываем буквы. Чтобы ребенок лучше запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить из пластилина или теста, процарапывать на пластилиновой дощечке, выкладывать из мозаики.

 

На пластилиновой дощечке хочу остановиться подробнее. Вы берете плотный картон, можно от какой-то коробки, и растираете по поверхности пластилин. Он может быть одного цвета, разного или даже всех цветов радуги, как Вам нравится.  Размер картона может быть от 15 на 20 см, до 10 на 15 см. Чем меньше ребенок, тем больше размер картона. Приготовили? Теперь это долгоиграющий тренажер.

Вы можете вместе с ребенком процарапывать на нем разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком. Можно на этом тренажере выкладывать буквы, рисунки косточками, камешками, горохом, семенами акации, тыквы, семечками. Выложили, полюбовались вместе, показали всем членам семьи и убрали семена. А вот убирать – это уже не так интересно, но полезно для маленьких ручек. Вся такая мелкая работа очень хорошо развивает мелкую моторику руки, что очень нужно для развития речи ребенка.

 

На что похоже? Очень хорошо сравнивать букву с каким-то предметом. Для этого задаем вопрос «На что похожа буква М?» И сразу начинают включаться мыслительные центры. Можно увидеть ушки кота, клюв птицы, качели, половину бантика…

 

Найди и зачеркни. Это упражнение  способствует запоминанию буквы и развивает внимание.  Даете ребенку небольшой текст  (только с крупным шрифтом)  и предлагаете  найти и зачеркнуть все буквы Н. Можно взять детскую книгу или набрать любой текст на компьютере.  Совсем не обязательно, чтобы это был текст, можно просто набрать несколько строчек самых разных букв, так, чтобы нужная буква была на всех строчках. Задание усложняется, если Вы наберете буквы разного размера и шрифта или ограничите ребенка по времени.

 

Волшебный мешочек. Эта игра развивает мелкую моторику руки и помогает ребенку лучше запомнить форму буквы. Нужно взять несколько магнитных или пластиковых букв,  те, которые ребенок уже знает, и положить их в непрозрачный мешочек. Ребенку надо на ощупь определить букву и назвать.

 

Найди букву. Написать несколько букв, разных линий, похожих по начертанию на буквы и предложить ребенку найти все знакомые буквы или все нужные буквы. Можно не просто найти.  а еще и обвести.  Дети любят такие «прятки».

 

Если есть компьютер и возможность распечатать, то можно предложить и такой вариант. Набираете ряд букв или слогов, если уже начинает ребенок читать слоги, и даете задание найти и раскрасить все буквы Р, или  буквы Р и Б, слоги ЛА. Например


Задание усложняется, если буквы разного размера, поэтому первое время надо набирать все буквы заглавные, а потом добавлять и строчные. Обратите внимание, что некоторые строчные буквы пишутся несколько иначе – а, б, е.  Мы настолько привыкли к этому, что просто не замечаем, а для ребенка это очень существенное отличие и прежде, чем  давать эти буквы в задании, надо показать, как они пишутся.

 

Берите эти игры на вооружение и используйте в работе с ребенком. Если у Вас есть что-то другое в запасе, пишите, добавляйте.


Метки записи:  
Еще с сайта:
Комментарии к записи "Учим буквы играя."
Перейти к форме комментирования
  1. Хорошие игры, особенно понравилось с пластилином. Мы еще буквочки на паровозике возили, ставили в прицепы по букве и читали, пока он ехал. Так мы читали слоги и короткие слова. Дочери эта игра очень нравилась. Теперь уже и букварем интересуется (ей 3 года).

  2. Да очень интересные игры! Надо будет предложить своим деткам, им по 2 и 4 года. Мне интересно Ваше мнение - если изучать 2 алфавита разных, не будет ли детям тяжело, и как это организовать?

    • Валентина, если Вы хотите учить буквы с малышами, то обратите внимание на ОЧЕНЬ важные правила http://chitalochka-ru.ru/ychim/kak-uchit-bukvyi.html . Если Вы, спрашивая про алфавит, имели в виду 2 языка, то мое мнение такое. Учите буквы родного языка, а второй язык учите в разговорном варианте. Ребенок научится говорить на другом языке, а потом уже учите читать.

  3. Чудесные игры! И на нашем блоге даже похожие встречаются. Так я занимаюсь со своим сыном (ему 1,9)...Малышу жутко нравится изучение букв!

  4. Спасибо большое за интересные игры с буквами! Мы тоже часто играем с буквами, составляем из них слоги. Недавно пришла идея как научить составлять слоги: петь их. Сама по себе буква "М" мычит, а если рядом буква "а", то они вместе умеют петь "ма", и так мы поем целые слоеа. 🙂
    Очень понравились игры с "найти и раскрасить букву" и "волшебный мешочек". Отличные мысли! Нужно будет попробовать.
    Мы как-то в дождливую погоду сделали буквы из соленого теста. А к каждой букве лепили фигурку, название которой начинается с этой буквы. А потом вместе раскрашивали. Потом из этих буковок составляли алфавит, слова, пропевали их. Об этом я писала у себя в блоге тут: http://dnevnik-mamochki.info/blog/podelki_iz_solenogo_testa_delaem_alfavit/2011-07-06-54

    • Правильно, Ира, дети все запоминают лучше в игре. А соленое тесто - выручалочка на все случаи жизни, и дети очень любят с ним играть. Раз Вы уже выучили буквы, то теперь хорошо из них строить короткие слова, обозначающие знакомые предметы или имена. Выложили "КОТ" и тут же написовали его. Так можно обыграть любое слово , главное, чтобы малышу было интересно.

  5. Замечательные варианты! И ребенку интересно, и от родителя ничего сверхгениального или дорогого не требуется... Все просто и доступно - было бы желание малышу время и внимание уделить.

    • Спасибо, Наталия, за оценку. Я и стараюсь выбирать то, что проще и реально применимо в обычной семье.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.