Читаем детям, читаем вместе с детьми.

17.08.2012

Когда 6-летний ребенок учится читать, перед родителями встает вопрос «Что предложить ребенку для самостоятельного чтения?»

Пока родители сами читают детям, такого вопроса не возникает. Главное требование, чтобы книга была интересной для ребенка и соответствовала его возрасту.

Как только начинает  ребенок читать самостоятельно, требования к книге  резко изменяются. Необходимо обращать внимание не только на соответствие возрасту, но и на качество исполнения книги и стиль написания. Кстати, стиль написания очень сильно влияет на интерес ребенка к книге и чтению вообще.

Несмотря на то, что нынешние дети очень продвинуты в некоторых вопросах, часто начинают читать намного раньше, чем родители, но они все равно остаются детьми и мозг ребенка развивается по тем же законам, что и 30-40 лет назад. А это значит, что книги для чтения должны быть написаны именно для детей.  И не только для детей, а именно  для самостоятельного чтения ребенка. Чем они отличаются? 

Давайте возьмем только одно предложение из  всем нам известной сказки для детей:

« Молодая королева поставила свою прялку поближе к окну, распахнула раму из черного, очень дорогого дерева – ведь королевским особам не делают оконные рамы из чего попало!»  (Белоснежка  и семь гномов. Братья Гримм)

Как Вы думаете, ребенок  6 лет, который только научился читать слова, сможет прочесть и понять это предложение из 25 слов?  Начнем с того, что 25 слов в минуту читает хорошо читающий первоклассник. Это значит, что ребенок будет это предложение читать больше минуты. Кроме того, сложные обороты в предложении, уточнения никак не способствуют лучшему пониманию текста. А ведь нам надо чтобы ребенок не только механически прочитал, но и понял то, о чем читает.

 Значит, такие сказки можно читать только вместе с родителями.  Взрослый читает весь текст, по ходу чтения объясняет непонятные слова, а ребенку предлагает прочитать короткое предложение из 3-4 слов. У ребенка создается впечатление соучастия в чтении.   Когда мы так читаем детям, то ребенок  считает, что это он читает книгу, а мама или папа только помогают. А значит, это доставляет ребенку огромное удовольствие и дает повод гордиться своими успехами.

Давайте откроем книгу рассказов для детей и посмотрим, что можно увидеть там.

«Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.»  (Н.Носов. «Саша»)

Вы заметили, какие простые предложения в этом отрывке? И таким же образом написаны все рассказы  Н. Носова. Никаких сложных конструкций и оборотов!  Очень  удобные  для чтения предложения легко читаются и понимаются детьми даже при самостоятельном чтении.

Конечно, далеко не все рассказы написаны  таким образом. Так же как и не все сказки трудны для понимания и чтения.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что выбирая книгу для самостоятельного чтения ребенка, надо  смотреть не только на внешнее оформление, что тоже важно, но и на структуру  и объем предложений, и стиль написания текста.

Если Вы взяли книжку, а там много достаточно длинных  предложений, более 5-6 слов, то такую книжку необходимо читать вместе.  Наличие в тексте прилагательных, причастий, деепричастий, редко употребляемых слов,  авторских слов со смещенным ударением (часто бывает в стихотворениях), архаизмов  и диалектов,- всего, что украшает речь, значительно затрудняет чтение и понимание текста ребенком.

Читая книжку вместе с ребенком, взрослый читает большую и трудную часть текста, а ребенку предлагает прочитать 1-2 маленьких предложения. И так, по-очереди,  можно за короткое время прочесть достаточно большой рассказ или сказку  и ребенок совсем не устанет и не потеряет интерес к чтению.

Таким простым способом взрослые приучают ребенка к чтению, помогают быстрее и легче научиться читать и читать с интересом. И все это без слез и скандалов, без принуждения. Надо только сказать волшебную фразу: «Давай почитаем вместе!»    

А что Вы думаете по этому поводу? 

Зацепила тема? Поделитесь с друзьями, кликните по кнопочкам. 

 

 


Комментарии к записи "Читаем детям, читаем вместе с детьми."
Перейти к форме комментирования
  1. Сын начал читать с К.Чуковского. Почти все прочитал сам к 7 годам. А к 1 сентября ему подарили книгу нового автора Вера Шарташская. Книга называется "Большая мечта маленького Страу". Так она ему понравилась, что сам прочитал несколько раз, там и картинки, правда, красочные. Но книга просто очень понравилась. Просит продолжения. А я этого автора только и нашла в одну книгу на сайте издательстве "Ирисбук". Всем, у кого дети 6-8 лет советую! Отличная книга, хороший язык. А главное, там о том, как надо мечтать!

  2. Спасибо за статьи, применяли их на практике. За лето мой 6-летний сын научился бегло читать и заявил мне, что читать вслух ему уже не хочется. Вижу, как он заинтересованно читает про себя книги, только тогда в доме становится тихо. Читает уже сам без напоминания, больше всего нравятся ему книги "Всё о ёжике и медвежонке" Сергея Козлова и "Всё о хоме и суслике" Альберта Иванова. Начинала читать ему их сама, а теперь уже сам читает. Очень всем рекомендую, мне самой даже интересно было их читать. И ещё: читайте книги в лицах, так гораздо интереснее и ребёнку, и вам.

    • Очень хорошо, Алена, что сынок хочет читать молча. Но все-таки еще не стоит полностью доверять ему в этом вопросе и надо хотя бы иногда проверять, как понял книгу. Не надо устраивать экзамен, а просто задайте несколько уточняющих вопросов. А еще лучше придумать проблемный вопрос Почему? или Зачем?
      Желаю успехов Вам и вашему сыночку.

  3. Спасибо,Татьяна! Мы купили Хрестоматию для 1 класса и сейчас читаем вместе - короткие произведения Даша,потом пересказывает, длинные я.За три недели, что читаем, иногда каждый день не получается, прогресс очевиден.

    • Галина, если Вы с Дашей будете не только читать, но еще и играть с текстом, то результат будет еще лучше. Добавьте упражнения "Карусель" и "Прятки", но только с теми текстами, которые уже прочитали.
      Желаю успехов!

  4. Так уж получилось, что в своей педагогической деятельности пришлось работать и в детском саду, и в начальной школе, и в ПТУ. Сейчас вышла на выслугу. С удовольствием знакомила всех с замечательными стихами нашей енакиевской поэтессы Светланой Авдеенко. Вот некоторые из ее стихотворений:
    Слепой дождик
    Сказала мне бабуля, что дождь идет слепой,
    Но солнышко на улице и тучки никакой.
    Полил сначала грядки, по саду пробежал
    На шелковистой травке немного полежал.
    И вновь пустился дождик по летней мостовой.
    Чего решила бабушка, что дождь совсем слепой?

    Ладошка
    Просит Леша снять башмак,
    сам не может он никак.
    У него на правой ножке
    Очень чешется ладошка.

    Урок рисования
    Зверей рисуют дети:
    Кто зайца, кто лису.
    Беззубый волк у Пети
    Один в глухом лесу.
    - А зубы где у волка? -
    Учитель тут спросил.
    Ответил Петя с толком:
    - Нуда, чтоб укусил?

    Писать стихи сложно, а для детей - в двойне. Но эти стихи трогают своей детской непосредственностью. Но удивительно - все дети разного возраста всегда положительно реагируют на ее стихи.

    • Спасибо, Светлана, за такие хорошие стихи. Ничего удивительного, что детям они нравятся. Всем знакомые персонажи, конкретные образы и четкая рифма - все то, что надо детям.
      Светлана, с Вашего позволения я перенесу стихи на страничку Стихи для детей.

  5. Всегда с интересом читаю Ваши статьи, спасибо Вам огромное за полезные советы и желание помочь на таком важном для всех родителей этапе. Удачи Вам и с наступающим новым учебным годом!

    • Благодарю Вас, Татьяна Ивановна за добрые слова и поздравление. Я рада, что у меня есть такие активные и заинтересованные читатели, как Вы. Успехов Вам!

  6. Хех... Очень и очень похожи детские тексты на требования к текстам в интеренете))) Нужны короткие предложения, законченные фразы, выделение шрифтом значимых слов))))

  7. вот кого точно читать не стоит из современников - В. Степанова, всякие читалочки и считалочки. Книжки яркие, а как в текст вдумываешься - караул!

    • Дети не ищут скрытый подтекст. Они воспринимают все конкретно. И короткие стихи В. Степанова очень легко читаются детьми. Так что для обучения чтению и заучивания наизусть они вполне подходят . А серьезные стихи с глубоким смыслом лучше оставить на потом.

  8. "Давай почитаем вместе; по очереди" - фраза действует волшебным образом. Проверено!

  9. Вывод: выбираем классику детской литературы.

    • Совершенно верно, Ольга. Но новую литературу тоже нельзя игнорировать, есть очень хорошие детские авторы. Только отбирать книги надо внимательнее.

  10. Спасибо за очень полезную статью! Мы сейчас в процессе обучения чтению и информация из вашей статьи нам еще очень пригодится)

    • Я всегда рада, когда мои материалы кому-то помогают. Спасибо, что заходите и выражаете свое мнение. Успехов Вам, Наталья и вашему ребенку.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.